Выберите ваш город
06 сентября 2021

Россияне платят картой в столовых и салонах красоты, а наличными — в турагентствах и алкомаркетах

Темпы роста доли безналичного торгового оборота замедлились. В августе этот показатель составил 58%, прибавив за год 4 процентных пункта.

По данным ИТ-компании «Эвотор», доля безналичного торгового оборота в малом бизнесе в августе составила 58%. Темпы роста проникновения безналичных платежей в этом году несколько замедлились. В первый пандемийный год под влиянием изменения потребительского поведения экономика переживала бум цифровизации платежей: с августа 2019 года по август 2020 доля безналичного торгового оборота выросла с 47 до 54%, то есть на 7 процентных пунктов. За прошедший год этот показатель вырос только на 4 п.п. В ближайшие годы доля безнала будет в основном расти за счет сегментов бизнеса и регионов, где пока проникновение цифровых платежей ниже среднего.

Сегменты

Сфера общепита стала одной самых передовых в цифровизации платежей. Большинство торговых точек в этом сегменте за минувший год внедрили прием оплаты по карте. Росту доли безналичного оборота способствовало и развитие доставки. В результате доля безналичного оборота в сегменте столовых, например, выросла за год с 54 до 80%. В кофейнях этот показатель вырос с 74 до 78%, в кафе — с 65 до 70%.

В сфере услуг потребители также предпочитают оплачивать покупки безналичными способами. По данным Эвотора, 80% денег, потраченных клиентами в салонах красоты — это оплаты по карте (78% год назад), в спортивных центрах — 76% (71% год назад), в стоматологиях — 76% (58% год назад).

В магазинах одежды доля безнала за год выросла с 66 до 69%, магазинах обуви — с 60 до 67%.

Из соображений безопасности в условиях распространения ковида многие покупатели отказались от использования наличных в супер- и минимаркетах. В результате 56% всех расходов в супермаркетах были оплачены картой или по QR-коду. За год доля безналичного торгового оборота в этой категории магазинов выросла на почти треть (с 43% в 2020 году).

В ряде сегментов наличные — все еще более привычный способ оплаты, хотя и здесь доля безнала постепенно растет. По данным Эвотора, доля безналичного оборота в турагентствах за год выросла с 42 до 44%, пекарнях — с 34 до 38%, алкомаркетах — с 29 до 34%. Один из самых низких этот показатель в сегменте ритуальных услуг — за год он вырос с 18 до 23%.

Регионы
Аналитики Эвотора отмечают, что в Москва доля безналичного оборота за год сократилась с 64 до 61%. В Санкт-Петербурге этот показатель вырос с 60 до 65%.

Лидерство по востребованности оплаты картой удерживают северные регионы. В Ямало-Ненецком автономном округе доля безнала за год выросла с 73 до 78%, в Ханты-Мансийском АО — с 72 до 73%.

В Тюменской области доля безналичного торгового оборота за год выросла с 65 до 69%, Пермском крае — с 63 до 67%, Иркутской области — с 61 до 66%, Бурятии — 56 до 66%, в Карелии с 58 до 64%, Самарской области — с 55 до 61%, Новосибирской области — с 55 до 61%, Башкирии — с 53 до 60%, Калининградской области — с 56 до 60%.

По данным ИТ-компании «Эвотор», оплата наличными по-прежнему более популярна, чем оплата картой в 19 российских регионах. В Ростовской области доля безнала за год выросла с 36 до 42%, Ивановской области — с 38 до 43%, Рязанской области — с 36 до 46%, Адыгее — 39 до 46%.

Некоторые регионы за прошедший год совершили настоящий прорыв во внедрении безналичных платежей. В первую очередь это связано с развитием внутреннего туризма. Малый бизнес стал активнее подключать эквайринг, подстраиваясь под ожидания потребителей. Так, в Северной Осетии доля безналичного оборота выросла за год с 16% до 29% (+ 84%), в Кабардино-Балкарии — с 22 до 40% (+ 82%), Тыве — с 38 до 53% (+39%). Среди регионов с наиболее низкой долей безналичных платежей — Дагестан, где этот показатель по-прежнему составляет всего 9% (8% год назад).

Методика
Для анализа использовались данные 800 тысяч смарт-терминалов «Эвотор» за август 2020 и 2021 годов.

ИТ-компания, лидер технологических изменений в малом и среднем бизнесе. В экосистеме Эвотора более 800 000 смарт-терминалов по всей России. Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 850 сервисов для управления бизнесом. Процессинговая платформа «Эвотор.PAY» позволяет подключать эквайринг без визита в банк владельцам 156 моделей онлайн-касс. B2b-маркетплейс «на_полке» помогает торговым точкам делать онлайн-заказы напрямую у производителей и крупных поставщиков и автоматизировать закупки. www.evotor.ru

Другие исследования
08 декабря 2023
Аналитики Эвотора подсчитали среднюю стоимость “новогоднего стола”
По данным Эвотора, средняя сумма расходов на покупку продуктов для празднования Нового года составляет 5115 рублей. 
08 ноября 2023
Индекс Эвотора: в октябре подорожали сметана, молоко и другая “молочка”
По данным Индекса Эвотора, в несетевой рознице в октябре продукты подорожали на 1% к сентябрю. Больше всего за месяц подорожала сметана и мясные полуфабрикаты.
24 октября 2023
Впервые в одном из российских регионов доля безналичных транзакций достигла рекордных 90%
По данным Эвотора,  доля безналичных транзакций в розничном малом бизнесе выросла за год с 66% до 71% в сентябре 2023 года. 
08 декабря 2023
Аналитики Эвотора подсчитали среднюю стоимость “новогоднего стола”
По данным Эвотора, средняя сумма расходов на покупку продуктов для празднования Нового года составляет 5115 рублей. 
08 ноября 2023
Индекс Эвотора: в октябре подорожали сметана, молоко и другая “молочка”
По данным Индекса Эвотора, в несетевой рознице в октябре продукты подорожали на 1% к сентябрю. Больше всего за месяц подорожала сметана и мясные полуфабрикаты.
24 октября 2023
Впервые в одном из российских регионов доля безналичных транзакций достигла рекордных 90%
По данным Эвотора,  доля безналичных транзакций в розничном малом бизнесе выросла за год с 66% до 71% в сентябре 2023 года. 
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.