06 сентября 2021

Россияне платят картой в столовых и салонах красоты, а наличными — в турагентствах и алкомаркетах

Темпы роста доли безналичного торгового оборота замедлились. В августе этот показатель составил 58%, прибавив за год 4 процентных пункта.

По данным ИТ-компании «Эвотор», доля безналичного торгового оборота в малом бизнесе в августе составила 58%. Темпы роста проникновения безналичных платежей в этом году несколько замедлились. В первый пандемийный год под влиянием изменения потребительского поведения экономика переживала бум цифровизации платежей: с августа 2019 года по август 2020 доля безналичного торгового оборота выросла с 47 до 54%, то есть на 7 процентных пунктов. За прошедший год этот показатель вырос только на 4 п.п. В ближайшие годы доля безнала будет в основном расти за счет сегментов бизнеса и регионов, где пока проникновение цифровых платежей ниже среднего.

Сегменты

Сфера общепита стала одной самых передовых в цифровизации платежей. Большинство торговых точек в этом сегменте за минувший год внедрили прием оплаты по карте. Росту доли безналичного оборота способствовало и развитие доставки. В результате доля безналичного оборота в сегменте столовых, например, выросла за год с 54 до 80%. В кофейнях этот показатель вырос с 74 до 78%, в кафе — с 65 до 70%.

В сфере услуг потребители также предпочитают оплачивать покупки безналичными способами. По данным Эвотора, 80% денег, потраченных клиентами в салонах красоты — это оплаты по карте (78% год назад), в спортивных центрах — 76% (71% год назад), в стоматологиях — 76% (58% год назад).

В магазинах одежды доля безнала за год выросла с 66 до 69%, магазинах обуви — с 60 до 67%.

Из соображений безопасности в условиях распространения ковида многие покупатели отказались от использования наличных в супер- и минимаркетах. В результате 56% всех расходов в супермаркетах были оплачены картой или по QR-коду. За год доля безналичного торгового оборота в этой категории магазинов выросла на почти треть (с 43% в 2020 году).

В ряде сегментов наличные — все еще более привычный способ оплаты, хотя и здесь доля безнала постепенно растет. По данным Эвотора, доля безналичного оборота в турагентствах за год выросла с 42 до 44%, пекарнях — с 34 до 38%, алкомаркетах — с 29 до 34%. Один из самых низких этот показатель в сегменте ритуальных услуг — за год он вырос с 18 до 23%.

Регионы
Аналитики Эвотора отмечают, что в Москва доля безналичного оборота за год сократилась с 64 до 61%. В Санкт-Петербурге этот показатель вырос с 60 до 65%.

Лидерство по востребованности оплаты картой удерживают северные регионы. В Ямало-Ненецком автономном округе доля безнала за год выросла с 73 до 78%, в Ханты-Мансийском АО — с 72 до 73%.

В Тюменской области доля безналичного торгового оборота за год выросла с 65 до 69%, Пермском крае — с 63 до 67%, Иркутской области — с 61 до 66%, Бурятии — 56 до 66%, в Карелии с 58 до 64%, Самарской области — с 55 до 61%, Новосибирской области — с 55 до 61%, Башкирии — с 53 до 60%, Калининградской области — с 56 до 60%.

По данным ИТ-компании «Эвотор», оплата наличными по-прежнему более популярна, чем оплата картой в 19 российских регионах. В Ростовской области доля безнала за год выросла с 36 до 42%, Ивановской области — с 38 до 43%, Рязанской области — с 36 до 46%, Адыгее — 39 до 46%.

Некоторые регионы за прошедший год совершили настоящий прорыв во внедрении безналичных платежей. В первую очередь это связано с развитием внутреннего туризма. Малый бизнес стал активнее подключать эквайринг, подстраиваясь под ожидания потребителей. Так, в Северной Осетии доля безналичного оборота выросла за год с 16% до 29% (+ 84%), в Кабардино-Балкарии — с 22 до 40% (+ 82%), Тыве — с 38 до 53% (+39%). Среди регионов с наиболее низкой долей безналичных платежей — Дагестан, где этот показатель по-прежнему составляет всего 9% (8% год назад).

Методика
Для анализа использовались данные 800 тысяч смарт-терминалов «Эвотор» за август 2020 и 2021 годов.

ИТ-компания, лидер технологических изменений в малом и среднем бизнесе. В экосистеме Эвотора более 800 000 смарт-терминалов по всей России. Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 850 сервисов для управления бизнесом. Процессинговая платформа «Эвотор.PAY» позволяет подключать эквайринг без визита в банк владельцам 156 моделей онлайн-касс. B2b-маркетплейс «на_полке» помогает торговым точкам делать онлайн-заказы напрямую у производителей и крупных поставщиков и автоматизировать закупки. www.evotor.ru

Другие исследования
14 ноября 2024
Эвотор.Аналитика: За год шоколадные плитки подорожали на 31% и «похудели» на 4% 
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала продажи плиточного шоколада в несетевой рознице за 10 месяцев 2024 года. 
13 ноября 2024
Мандарины, хурма, яблоки, бананы ― как изменились цены за год
Эвотор проанализировал средние цены и продажи на популярные фрукты в традиционной рознице в октябре. 
08 ноября 2024
Парки аттракционов, знакомства и салоны красоты: на что тратили россияне в ноябрьские праздники
Аналитики финтех-компании ЮMoney и ИТ-компании «Эвотор» изучили траты россиян в период школьных каникул и ноябрьских праздников.
14 ноября 2024
Эвотор.Аналитика: За год шоколадные плитки подорожали на 31% и «похудели» на 4% 
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала продажи плиточного шоколада в несетевой рознице за 10 месяцев 2024 года. 
13 ноября 2024
Мандарины, хурма, яблоки, бананы ― как изменились цены за год
Эвотор проанализировал средние цены и продажи на популярные фрукты в традиционной рознице в октябре. 
08 ноября 2024
Парки аттракционов, знакомства и салоны красоты: на что тратили россияне в ноябрьские праздники
Аналитики финтех-компании ЮMoney и ИТ-компании «Эвотор» изучили траты россиян в период школьных каникул и ноябрьских праздников.
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.
Товар был успешно добавлен в вашу корзину.
перейти в корзину