Обороты малого бизнеса в России выросли в первом полугодии 2025 на 7%
По данным ИТ-компании «Эвотор», оборот малого бизнеса в первом полугодии 2025 года увеличился на 7% к прошлом году. Выше среднероссийского показателя прирост оборотов МСБ в Красноярском крае, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской и Кемеровской областях. Самые растущие сферы связаны с путешествиями, стритфудом, развлечениями и услугами красоты.
Малый бизнес в российских регионах растет лучше, чем в столице
Малый бизнес в Москве и Санкт-Петербурге, традиционных экономических центрах, в первом полугодии показали прирост на среднероссийском уровне ― на 7%. При этом в Ленинградской области рост оборот составил 15%, а в Московской области ― 13%.
Самая высокую динамику среди крупных регионов показал Красноярский край ― здесь обороты малого бизнеса выросли на 16%. Заметный рост выручки МСБ наблюдается в Нижегородской области ― 15%, Свердловской и Кемеровской областях ― 14%, Ханты-Мансийском АО, Ставропольском крае ― 13%, Иркутской области ― 12%, Калининградской области ― 12%, Новосибирской области, Краснодарском и Пермском краях ― 11%.
Обороты малого бизнеса выросли также в Самарской и Челябинской областях выросли на 10%, в Крыму ― на 9%. На среднероссийском уровне оказалась динамика в Татарстане и Волгоградской области ― 7%, и чуть ниже в Приморском крае и в Тюменской области ― 6%.
Какие отрасли приросли лучше других
Самой динамичной сферой, по данным Эвотора, оказались в 1 полугодии турагентства — обороты выросли в среднем на 18%. Средний чек покупки путешествий вырос на 15% до 45 366 рублей. На 16% выросла средняя выручка пекарен, что связано с ростом спроса и потребления, выпечка подорожала не так заметно ― средний чек покупки выпечки увеличился только на 10% до 246 рублей.
Вместе с туризмом растет спрос на культурные развлечения. Средние обороты музеев увеличились на 14% и это обусловлено увеличением числа посетителей. Средний чек музеев вырос за год только на 3% до 1439 рублей.
Средняя выручка салонов красоты выросла также на 14%, но эта динамика обусловлена подорожанием услуг. Средний чек салонов красоты вырос на 13% до 2625 рублей.
Хотя выручка пивных магазинов увеличилась также на 14%, это связано не с ростом частоты потребления алкоголя, а с ростом цен. Средний чек покупки пива вырос на 17% до 552 рубля. На 13% выросли обороты кофеен, что также связано с повышением цен на продукцию, средний чек вырос на 12% до 444 рублей. Средняя выручка кафе приросла на 12%, но средний чек увеличился лишь на 8% до 804 рублей.
Продуктовые магазины «у дома», один из самых стабильных сегментов в малом бизнесе, нарастили выручку на 13%. Средний чек вырос на 11% до 491 рубля. На 9% выросли обороты спортцентров, средний чек ― на 7% до 2331 рубля.
Какие отрасли теряют обороты
Некоторые отрасли хотя и показали позитивную динамику по выручке, но она связано не с ростом потребления (количеством совершенных покупок), а только с ростом цен.
Так, ювелирные магазины нарастили обороты на 6% только за счет роста среднего чека на 12% до 4311 рубль. Несетевые фэшн-магазинах увеличили выручку на 5%, а средний чек вырос 10% до 3396 рублей. На 12% до 367 рублей вырос из-за инфляции средний чек покупки мороженого, а выручка киосков мороженого увеличилась только на 5%. Не были востребованы хозяйственные магазины «всё для дома»: на 4% выросли обороты и средний чек ― 1588 рублей. У магазинов автотоваров обороты и вовсе оказались ниже прошлогодних на 1%, несмотря на рост среднего чека на 4% (3141 рубль).
Такая динамика связана во многом с тем, что непродуктовая офлайн-розница проигрывает маркетплейсам и крупному сетевому бизнесу. А на фоне роста цен россияне не готовы наращивать потребления.
«Активность предпринимателей постепенно перераспределяется из деловых центров в регионы: Сибирь, Урал. Это связано как с усилением конкуренции с маркетплейсами и сетевыми ритейлерами, так и ростом экономической активности и потребления в регионах. Для малого бизнеса конкурентными остаются сегменты в индустрии красоты, спорта и развлечений, а также стритфуда. Но в ряде отраслей (пивные магазины, алкомаркеты) рост выручки ― это иллюзия, бизнес не увеличивает продажи, а просто компенсирует инфляцию за счет покупателей. В тоже время рост турагентств и музеев показывает, что люди готовы тратить деньги на эмоции и качество жизни, несмотря на инфляцию», ― комментирует Александр Мышкин, коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор».
Методология
Для исследования использовались фискальные данные более 1 млн касс «Эвотор» по всей России. Сравнивались показатели средней выручки и среднего чека в разныз сегментах и регионах за январь-июнь 2025 и 2025 года.
Эвотор — ИТ-компания, лидер технологической трансформации в малом и среднем бизнесе. В 2016 году Эвотор представил на рынке первую «умную» онлайн-кассу на базе Android российского производства и начал строить собственную экосистему технологий и сервисов для автоматизации и повышения эффективности бизнеса. К январю 2025 года в России активировано более 1,2 млн устройств «Эвотор».
С 2021 года также предлагает решения для крупного бизнеса и электронной коммерции. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 900 сервисов для управления бизнесом. Облачные технологии помогают вести товарный учет, организовать онлайн-продажи и доставку, маркировать товар, привлекать клиентов, принимать безналичные платежи и т.п. Процессинговая платформа «Эвотор.PAY» позволяет подключать эквайринг и РКО без визита в банк. https://evotor.ru/