Nielsen и Эвотор составили портрет посетителя московской кофейни
Nielsen и Эвотор выяснили, сколько зарабатывают московские кофейни, что покупают и сколько тратят их посетители. Средняя месячная выручка составляет 291 тысячу рублей, капучино занимает почти половину всех продаж кофе, две трети посетителей берут еду и напитки навынос, а средний чек в кофейне — 200 рублей.
Популярность формата кофеен в Москве растёт на фоне общего снижения продаж кофе в розничных магазинах. По данным Nielsen, 9 из 10 потребителей в Москве посещают точки питания вне дома хотя бы раз в год, из них 55% — не реже раза в месяц. Рынок кофе навынос, по прогнозу аналитиков*, может вырасти в течение следующих 10 лет в 4 раза. В то же время продажи кофе в розничных магазинах в Москве в 2018 году сократились в денежном выражении на 3,9%.
Глобальная компания-измеритель Nielsen и ИТ-компания «Эвотор» проанализировали, сколько зарабатывают московские кофейни, что покупают и сколько тратят их посетители. Анализ объединил данные ритейл-аудита и потребительских исследований Nielsen и данные смарт-терминалов «Эвотор», установленных в 269 кофейнях в Москве и Московской области, где расположены порядка 40% всех кофеен в России. В выборку попали только предприятия малого бизнеса — несетевые кофейни и сетевые точки, работающие по франшизе.
Средняя выручка московской кофейни составляет 291 тысячу рублей в месяц, за этот период заведение посещает 1500 человек. «Кофейный бизнес — привлекательное направление для старта своего дела, так как имеет относительно невысокий порог входа и потенциал, подтверждённый аналитикой. Но конкуренция в нише уже очень высока. И хотя выручка московской кофейни в среднем составляет 291 тысячу рублей в месяц, месячные продажи половины заведений не превышают 189 тысяч рублей. Предпринимателям не хватает знания о рынке и своих потребителях. Между тем даже анализ собственных продаж может дать полезные инсайты для управления ассортиментом и качеством сервиса», — говорит руководитель направления Big Data Эвотора Николай Орлов.
Ядро аудитории кофеен в столице — молодые люди в возрасте 18-35 лет, которые предпочитают покупать капучино по утрам в рабочие дни и тратят в кофейне около 200 рублей. 80% продаж кофеен приходится на горячие напитки, причем 9 из 10 горячих напитков — это кофе. На еду приходится лишь около 15% продаж, холодные напитки составляют менее 5% продаж. Самый популярный напиток в кофейнях — капучино. На него приходится более 45% всех продаж кофе. Доля продаж кофе с молоком составляет около 75%, в то время как доля черного кофе – лишь 15%.
«Возможность быстро и просто перекусить на ходу — один из основных драйверов посещения кафе и кофеен формата “кофе с собой”. Рост уровня урбанизации, особенно заметный в мегаполисах, сказывается на привычках потребителя, который всё чаще обращает внимание на удобство расположения торговой точки и скорость предоставляемых услуг. И кофейни — яркий пример того, как сочетание этих двух факторов приводит к развитию бизнеса. А такое преимущество, как низкая стоимость перекуса, дополнительно подталкивает продажи вверх: средний чек в московской кофейне составляет порядка 200 рублей, в то время как средний чек в других заведениях формата “перекус на ходу” — 625 рублей», — отмечает Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия.
Чаще всего при посещении кофейни потребители покупают напитки навынос — на чеки с одной позицией приходится практически две трети всех продаж исследуемых заведений (66%). Среди чеков с одной позицией на еду приходится менее 10% продаж. Только 14% посетителей заходят в кофейню, чтобы перекусить — то есть одновременно покупают еду и напитки.
«На бегу» чаще покупают сладкую еду, чем сытную (56% от всех продаж еды в кофейнях). Самые популярные товары в кофейнях — шоколад и круассан в сладкой еде, сэндвичи и ролл — в сытной.
Типичный посетитель кофейни забегает за любимым напитком с 6 до 12 утра: на это время приходится половина продаж кофе. Еще 40% — на дневное время, вечером продаётся лишь 7% кофе, что может быть связано с закрытием большинства кофеен в ночное время.
Москвичи пьют больше кофе по будням: продажи кофе растут к концу рабочей недели. Самый «кофейный» день недели — четверг (17,5% недельных продаж). Суммарная доля продаж кофе в выходные меньше, чем в любой из дней недели (15,2%). Самые низкие продажи кофе — в воскресенье (6,6%). Отчасти это объясняется и тем, что часть кофеен расположена в бизнес-центрах и в выходные не работает. С другой стороны, кофе обычно пьют в рабочие будни, чтобы взбодриться, а в выходные люди предпочитают другие напитки.
Методология
Анализ кофейного рынка подготовлен Nielsen и объединяет анализ данных, предоставленных ИТ-компанией «Эвотор», данных ритейл-аудита и исследований потребителя Nielsen. Данные со смарт-терминалов «Эвотор» содержат информацию о транзакционных продажах за период с 1 октября по 31 декабря 2018 года в 269 торговых точках, расположенных в Москве и Московской области. Данные ритейл-аудита Nielsen отражают динамику продаж различных типов кофе в Москве за 2018 год. Исследование Nielsen «Потребитель развлечений и еды вне дома» было проведено в ноябре 2018 года методом онлайн-опроса среди 1 200 потребителей, которые посещают развлечения и едят вне дома. Выборка отражает половозрастную структуру онлайн-населения в России.
*Источник: «Исследование рынка кофеен в городах-миллионниках», Business Planner, 2018 год, агентство Knight Frank.
###
Эвотор (входит в экосистему Сбербанка) – лидер технологических изменений в сегменте малого и среднего бизнеса. В экосистеме Эвотора более 500 000 смарт-терминалов, установленных в торговых точках по всей России. Идеи, дизайн, производство и сборка смарт-терминалов Эвотора реализованы в России. Исключение составляют планшеты, которые производят в Китае по заказу компании.
Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 450 сервисов для малого и среднего бизнеса. Эвотор помогает предпринимателю вести бухгалтерский и товарный учет, принимать банковские карты, QR-платежи, а также платежи через Alipay и WeChat, привлекать и удерживать клиентов, удаленно контролировать работу персонала, работать с интернет-торговлей и многое другое. Новый проект Эвотора по оцифровке «магазинов у дома» позволяет малому бизнесу создавать онлайн-витрины и запускать доставку.
Подразделение «Эвотор.Аналитика» создает продукты на базе больших данных для производителей, ритейлеров и предпринимателей.
B2B-маркетплейс «на_полке» позволяет малому и среднему бизнесу делать онлайн-заказы товаров напрямую у производителей и крупных поставщиков, экономя время и увеличивая маржу. В сервисе зарегистрировано около 7000 пользователей и более 100 поставщиков.
«Платформа ОФД» — официальный оператор фискальных данных, лидер рынка.