24 апреля 2025

Малый бизнес в 1 квартале рос на образовании и клининге

Но турагентства, кафе и магазины «у дома» также нарастили обороты 

ИТ-компания «Эвотор» проанализировала ключевые показатели МСБ в разных сегментах в 1 квартале 2025 года. Средняя выручка в МСБ выросла на 9% за счет инфляции, но количество совершенных покупок (чеков) ― только на 2%.

«В 1 квартале 2025 года тенденции в малом и среднем бизнесе последних лет начали меняться. Так, в сегментах, которые раньше демонстрировали стабильные показатели, например, продуктовые или мясные лавки, заметно снижение спроса и покупателей. Если раньше пивные магазины показывали хороший результат, а алкомаркеты ― сокращение спроса, то в 1 квартале динамика была обратной.  Кофейни, которые росли последние годы, в начале этого года снизили динамику. На этом фоне выросло число клиентов пекарен и кафе. Так же, как и раньше, рост показателей в малом бизнесе обеспечивается инфляцией, а не увеличением потребительского  спроса», ― прокомментировал Александр Мышкин, коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор».

Несетевая офлайн торговля

По данным Эвотора, средняя выручка магазинов «у дома» выросла на 15%, количество покупок (чеков) увеличилось на 4%. На 8% выросли и обороты и покупки в несетевых детских магазинах. Цветочные магазины превысили прошлогодние показатели по оборотам на 13%, но среднее количество покупок цветов выросло только на 3%.

На 2% выросло количество покупок в магазинах «для дома» (хозяйственные, для ремонта, строительства и пр.), а их обороты ― на 7%. На 3% снизилось число покупок мебели, а выручка мебельных магазинов превысила прошлогоднюю только на 1%.

За счет роста цен и средего чека на 17% увеличились обороты ювелирных магазинов, но количество покупок приросло только на 1% к прошлому году. Снизилось на 2% число покупок в офлайн-магазинах фэшн-направления, но выручка из-за инфляции была выше прошлогодней на 4%.

Обороты несетевых алкомаркетов выросли на 14%, а количество покупок в них ― на 1%. С другой стороны, среднее число покупок в пивных магазинах вовсе снизилось на 3%, но обороты также «благодаря» инфляции выросли на 10% . Табачные киоски пока успешно конкурируют с сетевым ритейлом: количество покупок в них выросло на 3%, а обороты ― на 13%. При этом магазины вейпов и электронных сигарет продолжали снижаться (тренд с лета 2023 года) как по числу покупок ― на 11% к прошлому году, так и по оборотам ― на 2%.

Услуги

Самая заметная динамика наблюдалась у клининговых фирм: среднее число заказов (в чеках) выросло на 48%, но обороты ― только на 8% из-за снижения среднего чека на 27%. Клиенты стали заказывать услуги чаще, но ценой ниже. На 10% выросло среднее количество оплат у компаний, оказывающих образовательные услуги, а их обороты ― на  16%. На 7% увеличилось число заказов в домах быта, а их обороты ― только на 5%, также за счет снижения среднего чека на 2%.

На 10% выросла выручка организаций, оказывающих спортивные услуги, на 5% ― среднее число чеков. На 17% увеличились обороты салонов красоты за счет роста цен, но число оказанных услуг (в чеках) превысило прошлогоднее на 3%.

Общепит

На 12% выросли среднее число чеков кафе, а их обороты ― на 16%. На 8% превысило прошлогоднее число покупок в киосках с мороженым, а их выручка ― на 31% за счет роста цен.  Чуть хуже показатели у стритфуда: выручка выросла на 11%, а число покупок ― на 6%.  Также на 6% выросли покупки в пекарнях, обороты ― на 13%. Хуже показатели у кофеен: количество покупок выросло на 3%, а обороты ― на 15%.

Развлечения и хобби

Хороший рост показали в первом квартале музеи: среднее число чеков выросло на 12%, а их обороты ― на 11%.  На 8% увеличилось среднее число покупок туров, а выручка турагентств превысила прошлогоднюю на 28%.  Хуже были показатели у сферы внутреннего туризма. Обороты гостиниц выросли только на 8%, а число чеков и вовсе снизилось на 7%.

Методика

Для исследования использовались агрегированные обезличенные данные продаж касс «Эвотор».  Период анализа ― 1 квартал 2025 и 2024 годы. Рассчитывался средний оборот на точку и среднее число чеков на точку по разным сегментам бизнеса.

 

@evotor_analytics

телеграм-канал Эвотора о трендах в FMCG

ИТ-компания «Эвотор» — экосистема технологий для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса. Крупнейший российский производитель умных онлайн-касс — к марту 2025 года в стране активировано более 1.2 млн «Эвоторов». https://evotor.ru

Другие исследования
25 апреля 2025
Пиво растет и в цене и в потреблении
Средняя цена пива в несетевой рознице выросла за год на 15% и составила 165 рублей за 1 литр. Продажи в натуральном выражении в марте превысили прошлогодние на 15%. 
16 апреля 2025
В марте подорожал плиточный шоколад, какао и сыр
По данным Индекса Эвотора, за месяц, по сравнению с февралем, цены выросли на 3%. Сильнее всего подорожал шоколад в плитках, какао, сыр, сметана и сливки. 
10 апреля 2025
Пасхальная продуктовая корзина за год подорожала на 7%
По данным Эвотора, пасхальная корзина (яйца и ингредиенты для кулича: мука, молоко, сахар, изюм, дрожжи) составила в марте 463 рубля, что на 7% больше чем в 2024 году.
25 апреля 2025
Пиво растет и в цене и в потреблении
Средняя цена пива в несетевой рознице выросла за год на 15% и составила 165 рублей за 1 литр. Продажи в натуральном выражении в марте превысили прошлогодние на 15%. 
16 апреля 2025
В марте подорожал плиточный шоколад, какао и сыр
По данным Индекса Эвотора, за месяц, по сравнению с февралем, цены выросли на 3%. Сильнее всего подорожал шоколад в плитках, какао, сыр, сметана и сливки. 
10 апреля 2025
Пасхальная продуктовая корзина за год подорожала на 7%
По данным Эвотора, пасхальная корзина (яйца и ингредиенты для кулича: мука, молоко, сахар, изюм, дрожжи) составила в марте 463 рубля, что на 7% больше чем в 2024 году.
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.
Товар был успешно добавлен в вашу корзину.
перейти в корзину