Итоги в МСБ за 9 месяцев 2025 года: россияне не экономят на отдыхе, образовании и спорте
За 9 месяцев 2025 года, по данным Эвотора, средний оборот предприятий в МСБ увеличился на 6% к 2024 году. Такая динамика обеспечена увеличением среднего чека на 7% ― потребители стали покупать реже, но тратить за одну покупку больше. Среднее число транзакций (чеков) снизилось на 1%. В 3 квартале этот тренд только усилился. Обороты в малом бизнесе за 3 квартал выросли на 6%, а среднее число чеков сократилось на 3%, средний чек вырос на 9%.
В лидерах ― Ставропольский край, Иркутская область и Москва
В отличие от общероссийской динамики к снижению частоты покупок, в столичных регионах спрос рос вместе с оборотами. В Москве обороты и число транзакций за 9 месяцев выросли на 8%, в Санкт-Петербурге обороты выросли на 7%, а среднее количество чеков ― на 6%. В 3 квартале динамика в столицах оказалось чуть хуже и одинаковой: выручка выросла на 4%, а количество покупок на 3%.
Среди региональных лидеров по приросту за январь-сентябрь ― Ставропольский край, обороты в МСБ в среднем выросли на 14% (в 3 квартале ― на 10%), а среднее число покупок ― на 9% (в 3 квартале ― на 6%).
В Иркутской области за 9 месяцев выручка превысила прошлогоднюю на 13% (в 3 квартале ― на 12%), а число транзакций ― на 9% (в 3 квартале ― на 5%).
Хорошую динамику продемонстрировал малый бизнес в Красноярском крае ― за январь-сентябрь обороты выросли на 15% (за июль-сентябрь ― на 9%), а число покупок ― на 7% (за 3 квартал ― на 2%).
В Приморском крае обороты МСБ за 9 месяцев выросли на 7% (в 3 квартале ― на 3%), а число транзакций ― на 6% (в 3 квартале ― на 2%).
В Татарстане обороты в малом бизнесе за январь-сентябрь 2025 года превысили прошлогодние на 10% (в 3 квартале ― на 12%), а среднее количество покупок ― на 5% (в 3 квартале ― на 1%).
В Крыму средняя выручка в МСБ за 9 месяцев оказалась на 13% выше, чем в 2024 году (в 3 квартале ― также на 13%), а число покупок ― на 3% (в 3 квартале ― на 4%).
В Челябинской области средние обороты за январь-сентябрь выросли на 10%(в 3 квартале ― на 6%), а количество транзакций ― на 2% (в 3 квартале снизилось на 5%).
В Краснодарском крае средняя выручка превысила прошлогоднюю на 11% (за июль-сентябрь ― на 6%), но среднее число покупок было на уровне 2024 года (в 3 квартале уменьшилось на 7%).
Потребители не экономят на отдыхе, спорте и образовании
По данным Эвотора, за 9 месяцев 2025 года наилучшую динамику по оборотам и количеству транзакций продемонстрировали турагентства: обороты выросли на 18% (в 3 квартале ― на 19%), а количество продаж туров ― на 12% (в 3 квартале ― 8%).
Также уверенный прирост оказался у музеев. Выручка в среднем выросла за январь-сентябрь на 13% (в 3 квартале ― на 12%), а число чеков ― на 8% (в 3 квартале ― на 6%).
Впечатляющий прирост в 3 квартале показал бизнес в сегменте образовательных услуг, если за 9 месяцев года обороты превышали прошлогодние на 2%, то в 3 квартале ― на 15%. Среднее число чеков за 9 месяцев выросло на 3%, а за июль-сентябрь ― на 8%.
В сегменте общепита лучшие показатели у точек фастфуда: их выручка за 9 месяцев в среднем увеличилась на 12% (в 3 квартале ― на 13%), а среднее число чеков ― на 5% (в 3 квартале ― на 3%). У кафе показатели немного хуже: выручка за январь-сентябрь 2025 года выросла на 10% (в 3 квартале ― на 11%), а количество чеков ― на 2% (в 3 квартале ― также на 2%)
В то же время потребители стали реже покупать кофе навынос, хотя и стали платить за него больше, чем раньше из-за рост цен. Средние обороты кофеен выросли за 9 месяцев на 11% (в 3 квартале ― также на 11%), при этом количество чеков уменьшилось на 1% (в 3 квартале ― на 2%).
Зато россияне стали чаще покупать услуги спортивных организаций. Их выручка за 9 месяцев увеличилась на 9% (в 3 квартале ― на 11%), а количество чеков ― на 2% (в 3 квартале ― также на 2%).
Стабильным остается спрос на услуги салонов красоты, среднее число оказанных услуг и по 9 месяцам и по 3 кварталу оказалось таким же, как в прошлом году. Однако обороты выросли на 11%, что связано с ростом стоимости услуг.
В 3 квартале вырос спрос в сегменте одежды и обуви ― фэшн-магазины нарастили выручку на 8%, а число чеков ― на 2%, В то время как за январь-сентябрь выручка превысила прошлогоднюю только на 2% а количество продаж и вовсе было ниже на 3%, чем в 2024 году.
Покупки цветов на День знаний в этом году оказались ниже, чем в 2024 году. Выручка цветочных магазинов за 9 месяцев превысила прошлогоднюю на 7% (в 3 квартале ― на 4%), а среднее число покупок цветов ― на 2% (в 3 квартале ― на 1%).
«В 3 квартале усилились тенденции этого года к снижению спроса, но рост среднего чека компенсирует уменьшение трафика. Стабильным остается спрос на услуги турагентств. Умеренная погода летом снизила продажи товаров сезонного спроса, по сравнению с более жарким летом 2024 года, при этом повышение цен уменьшило продажи кофе навынос. Также к началу учебного года в малом бизнесе наблюдался всплеск спроса на образовательные и спортивные услуги», ― прокомментировал итоги Александр Мышкин, коммерческий директор ИТ-компании «Эвотор».
Методология
Для исследования использовались фискальные данные касс «Эвотор» по всей России. Сравнивались усредненные на точку показатели оборота и количества чеков в разных сегментах и регионах за январь-сентябрь и июль-сентябрь 2025 и 2025 года.
Эвотор ― ИТ-компания, входит в топ-3 крупнейших производителей и разработчиков кассового оборудования и ПО. В 2016 году Эвотор представил на рынке первую «умную» онлайн-кассу на базе Android российского производства и начал строить собственную экосистему технологий и сервисов для автоматизации бизнеса. В 2025 году активировано уже более 1,2 млн устройств «Эвотор». В экосистеме Эвотора: магазин приложений «Эвотор.Маркет» с 900+ облачных сервисов, процессинговая платформа «Эвотор.PAY» для подключения финансовых услуг, а также решения для крупного бизнеса и электронной коммерции.