Исследование Эвотора: в первом полугодии продажи энергетиков выросли на 32%
ИТ-компания «Эвотор» провела исследование продаж энергетиков в несетевой рознице за январь-июль 2025 года. Запрет продажи этих напитков несовершеннолетним с 1 марта снизил темпы прироста продаж. Тем не менее продажи энергетиков всё ещё превышают прошлогодние как по денежному обороту, так и в натуральном выражении.
Темпы роста продаж энергетиков снижаются
По данным ИТ-компании «Эвотор», объём продаж энергетиков в 1 полугодии 2025 года вырос на 32% в денежном выражении, а в натуральном выражении (литрах) ― на 17% в сравнении с 2024 годом.
В то же время с начала года темп прироста продаж неуклонно снижался. Если в январе 2025 года к январю 2024 года продажи в денежном выражении были выше на 38%, то в июле ― на 20%. В натуральном выражении падение темпов было ещё заметнее. В январе продажи энергетиков в литрах превышали прошлогодние на 24%, а в июле ― только на 7%.
Нисходящий тренд связан с ограничением продаж энергетиков несовершеннолетним с 1 марта 2025 года (№304-ФЗ от 08.08.2024).
Энергетики в банках становятся популярнее
Большую часть энергетиков продают в жестяных банках — в первом полугодии на неё приходится 92% продаж в натуральном выражении (в первом полугодии 2024 года ― 89%). Доля продаж энергетиков в пластиковых бутылках — 8% (в 2024 году ― 11%).
Доля «диетических» энергетиков за год немного увеличилась: с 3 до 4%. При этом средняя цена таких напитков выше, чем обычных на 30% ― 151 рубль за упаковку. За год энергетики «без сахара» подорожали на 9%.
Количество брендов выросло
Число брендов, представленных в традиционной рознице в 1 полугодии 2025 года, выросло за год на 3% — с 205 до 211. А вот количество производителей, наоборот, уменьшилось со 150 до 149.
На топ-10 приходится основная часть рынка, тем не менее доля небольших брендов немного выросла: с 15 до 16% по объёму продаж и и с 14 до 15% по денежному обороту. Внутри топ-10 за год также есть некоторое перераспределение: наблюдается тренд на снижение продаж дорогих брендов в сторону среднего ценового сегмента.
Самым быстрорастущим брендом стал Adrenaline Rush, притом что его средняя цена выросла на 6% — до 367 рублей за 1 литр. Доля продаж Adrenaline Rush в натуральном выражении увеличилась с 13 до 17%. В топе продаж в денежном выражении этот бренд вышел со 2 на 1 место, его доля увеличилась с 19 до 22%.
Несмотря на то, что доля бюджетного Flash Up не изменилась (29% в литрах, 20% ― в рублях), он проиграл Adrenaline Rush 1 место в топ-10 продаж в денежном выражении. При этом, средняя цена Flash Up за год выросла на 1% — до 211 рублей за 1 литр. У премиального Red Bull средняя цена выросла на 13% — до 609 рублей за 1 литр, и бренд упал с 3 места в топе продаж в денежном выражении на 4. Его доля в топ 10 снизилась с 13 до 10% в продажах в рублях и с 5 до 4% в литрах.
С 4 на 3 место поднялся Burn, заменив Red Bull в топе продаж в рублях и Tornado Energy в топе в литрах. Burn нарастил свою долю с 7 до 9% в топе продажах в литрах, с 9 до 11% ― в рублях. Средняя цена выросла всего на 4% до 314 руб.
С 10 на 5 место вырвался Lit Energy: его доля выросла с 3 до 5% в продажах как в денежном, так и в натуральном выражении. Средняя цена энергетиков бренда выросла на 3% — до 266 рублей за 1 литр. Несмотря на 9% повышение средней цены Volt Energy (до 232 рубля за 1 литр) сохранил свою долю на рынке: 4% в литрах и 3% в рублях.
Доля Drive Me, наоборот, снизилась с 7 до 5% в продажах в литрах и с 6 до 4% в продажах в рублях, при этом средняя цена выросла на 8% до 224 рублей. Также уменьшилась с 5 до 4% (как в рублях, так и в литрах) доля Gorilla, средняя цена на продукцию с этим брендом выросла на 9% — до 255 рублей. Сильно снизилась доля у бюджетного Tornado Energy: с 9 до 4% в литрах и с 6 до 3% в рублях. В топ-10 он упал с 3 на 8 место в топе продаж в натуральном выражении и с 5 на 9 место в денежном. При этом, средняя цена бренда выросла всего на 3% — до 177 рублей за 1 литр. Средняя цена напитков Jaguar выросла на 11% до 204 рублей за 1 литр, и доля продаж в литрах уменьшилась с 4 до 3%, но за счет агрессивного ценообразования доля продаж в рублях сохранились на прежнем уровне ― 3%.
Самые дорогие энергетики на Дальнем Востоке
В июле 2025 года средняя цена энергетика за 1 упаковку составила 120 рублей, что на 10% больше, чем в прошлом году. Однако в пересчёте за 1 литр продукции средняя цена выросла на 12% — до 261 рубля. Разница в средней цене за упаковку и за литр продукции обусловлена такими факторами, как изменение спроса в сторону брендов с меньшей упаковкой.
По данным Эвотора, самая высокая средняя цена энергетиков в пересчёте на 1 литр продукции наблюдалась в 1 полугодии 2025 года в регионах Дальнего Востока. В Магаданской области ― 405 рублей (+10% к 2024 году), на Камчатке ― 315 рублей (+11%), на Сахалине ― 343 рублей (+10%).
Самые низкие средние цены на энергетики зафиксированы аналитиками Эвотора в Красноярском крае ― 210 рублей (+15% ) и Томской области ― 208 рублей (+12%).
В Москве средняя цена энергетика в 1 полугодии составила 341 рубль (+9%), а в Санкт-Петербурге ― 289 рублей (+12%).
Методика
Для исследования использовались данные продаж с касс «Эвотор» (несетевая продуктовая розница, магазины «у дома», уличные киоски и т.п.). Подсчитывалась усреднённая на торговую точку динамика продаж в денежном и натуральном (литры) выражении за январь-июль 2025 и 2024 года. Средняя цена рассчитывалась в пересчёте за 1 литр продукции. Данные собираются в агрегированном, обезличенном виде.
ИТ-компания «Эвотор» — крупнейший российский производитель умных онлайн-касс: к марту 2025 года в стране активировано более 1.2 млн «Эвоторов». https://evotor.ru
Телеграм-канал Эвотора о трендах в FMCG @evotor_analytics