Эвотор Аналитика: Россияне распробовали кофе в пакетиках
ИТ-компания «Эвотор» оценила продажи кофе в несетевой рознице в январе-октябре 2024 года. Продажи порционного кофе превысили прошлогодние на 10%, подорожал он меньше, чем другие виды, и в магазинах появилось больше брендов кофе в пакетиках. Молотый и растворимый же, наоборот, заметно подорожали, сократили ассортимент и долю на рынке.
Порционный кофе наращивает продажи и долю на рынке
По данным Эвотора, за 10 месяцев этого года объем продаж порционного кофе в традиционной рознице вырос на 10% в натуральном выражении (кг) к прошлому году. В то же время продажи растворимого выросли только на 1%, а молотого ― и вовсе уменьшились на 4%, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Доля кофе в пакетиках в общем объеме продаж в натуральном выражении выросла с 26 до 29%. Доля растворимого ― сократилась с 67 до 65%, а молотого ― с 7 до 6%.
Дешевый, но дорогой растворимый кофе
За 10 месяцев года, по данным Эвотора, средняя цена молотого кофе в несетевой рознице выросла на 16% до 1,46 рубля за 1 грамм. Растворимый кофе подорожал на 12% до 2,66 рублей за 1 грамм. Растворимый кофе считается более «дешевым» и «доступным», но, как видно, средняя цена за грамм у него выходит выше, чем у молотого. Молотый кофе часто продается большими объемами в мягкой упаковке (средний вес ― 148 грамм, -1% к 2023 году), которые снижают цену, а растворимый, наоборот, небольшим весом в более “дорогой” стеклянной или жестяной таре (средний вес ― 111 грамм, +1% к 2023 году).
При этом меньше всего выросла средняя стоимость порционного кофе ― на 8% до 1,26 рубля за 1 грамм. По этому показателю кофе в пакетиках, действительно, самый дешевый и доступный в несетевой рознице, но кроме самого кофе в нем может быть и много других добавок (сахар, сухие сливки, ароматизаторы и пр.).
Между регионами цена может различаться в 2-3 раза
Так, в октябре 2024 года самый дорогой молотый кофе на Камчатке, в Сахалинской области и Якутии ― в среднем 2,7 рубля за 1 грамм. В то же время в Смоленской, Волгоградской, Воронежской, Владимирской областях, Крыму, ― всего 1,3 рубля. В Москва средняя стоимость молотого кофе в октябре составила 1,9 рублей, в Санкт-Петербурге ― 1,8 рубля, а в целом по России ― 1,6 рублей.
Еще заметнее отличаются средние цены по регионам на растворимый кофе. Дороже всего он был в Магаданской области ― в среднем 4,2 рубля за 1 грамм, в ЯНАО ― 3,6 рубля, Сахалинской области ― 3,4 рубля. При этом, в Вологодской области средняя цена растворимого составила 1,4 рубля, в республике Алтай ― 1,3 рубля, а в Кабардино-Балкарии ― всего 1,1 рубль. В столице средняя цена растворимого кофе в октябре составила 3,2 рубля, в Санкт-Петербурге ― 3,1 рубля, а по России в целом ― 2,8 рубля.
Средняя цена порционного кофе в Карелии достигает 3,8 рубля, в Магаданской области ― 3,6 рубля, в Мурманской области ― 2,4 рубля. При этом в Оренбургской области кофе в пакетиках стоит 0,9 рублей за 1 грамм, в Кабардино-Балкарии и Дагестане ― и вовсе 0,8 рублей. В Санкт-Петербурге и Москве средняя цена составила в октябре 1,4 рубля, а в России в целом ― 1,3 рубля.
Жокей и Nescafe теряют долю в несетевой рознице
Количество представленных брендов и производителей кофе в несетевой рознице за год немного изменилось. Так, в сегменте молотого кофе количество производителей снизилось на 7% (всего 138), а брендов ― на 10% (166). Число производителей растворимого кофе выросло на 2% (66), а брендов осталось прежним (110). Зато на 2% выросло количество производителей порционного кофе (52), и на 4% ― брендов (73).
Тройка лидеров во всех сегментах не изменилась, но некоторые крупные бренды немного снизили долю по объему продаж в натуральном выражении. Так, по данным за 10 месяцев 2024 года в сегменте молотого кофе, ТОП-3 самых продаваемых бренда: «Жокей» ― 29% (в 2023 году было 31%), Lebo ― 17% (было 17%), Royal Armenia ― 9% (было 8%). В сегменте растворимого кофе в топ-3 входят Jacobs ― 22% (в 2023 году было 22%), Nescafe ― 19% (было 22%), «Черная карта» ― 11% (было 11%). Тройка популярных брендов порционного кофе: MacCoffee ― 47% (было 47%), Nescafe ― 13% (было 15%), Torabika ― 13% (было 13%).
Портрет покупателя
Эвотор также проанализировал профили более 100 тыс. покупателей кофе в несетевой рознице в рамках собственной платформы для аналитики потребительского поведения EvoPeople Panel. Среди покупателей ― 58% женщин и 42% мужчин. Чуть меньше половины, 44% ― потребители в возрасте 30-44 года, 30% ― молодежь 18-29 лет, 22% ― в возрасте 45-59 лет и 4% ― покупатели старше 60 лет. Дети есть только у 25% любителей кофе. Потребителей с доходом от 19 до 45 тыс. рублей ― 46%, с доходом до 19 тыс. рублей ― 32%, и с доходом от 45 до 75 тыс. рублей ― 16%, и с доходом от 75 тыс. рублей ― 6%.
Различия между покупателями разных видов кофе в целом несущественны. Порционный кофе чаще выбирают покупатели до 44 лет, а среди потребителей молотого кофе, наоборот, чуть выше доля покупателей в возрасте 45-59 лет. Молотый кофе чуть чаще предпочитают покупатели с более высоким доходом.
Методика
Для исследования использовались агрегированные обезличенные данные продаж смарт-терминалов «Эвотор» с продажами кофе за январь ― октябрь 2023-2024 гг, а также данные платформы EvoPeople Panel.
О компании
ИТ-компания Эвотор — экосистема технологий для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса. Крупнейший российский производитель умных онлайн-касс — в стране активировано более 1 000 000 смарт-терминалов «Эвотор». Сервис «Цифровая касса» — один из лидеров рынка облачной фискализации для онлайн-платежей и ecom. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» представлено более 850 сервисов для бизнеса. Облачные технологии помогают вести товарный учет, организовать онлайн-продажи и доставку, маркировать товар, привлекать клиентов, принимать безналичные платежи и т.п. Процессинговая платформа «Эвотор.PAY» позволяет подключать эквайринг на точку онлайн, без визита в банк. Каждый четвертый предприниматель в России работает на «Эвоторе».