Деловая среда и Эвотор назвали растущие сегменты в малом бизнесе
Каждый четвертый бизнес в России регистрируют в сфере розничной торговли. При этом наибольший рост выручки малых предприятий год к году показывают кофейни с напитками навынос. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования «Деловой среды» и «Эвотора» (входят в экосистему «Сбера»).
Для подсчета данных АО «Деловая среда» проанализировала свыше 120 тыс. ИП и ООО, открытых с начала 2021 года через собственный сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета (РБиДОС), на который приходится доля в 15% от всех регистраций бизнеса в России. Аналитики IT-компания «Эвотор» оценили динамику средней выручки и среднего чека малых предприятий в разных сегментах несетевой торговли и общепита на основе данных 800 000 смарт-терминалов Эвотор за январь-ноябрь 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Согласно данным «Деловой среды», самыми популярными сферами бизнеса по количеству новых регистраций с января по ноябрь 2021 года оказались розничная торговля (28,9%), перевозки пассажиров и грузов (15,2%), оптовая торговля (9,7%), специализированные строительные работы (7,8%), а также строительство зданий (5,2%). За это время сервисом регистрации бизнеса воспользовались в полтора раза больше предпринимателей (+49%), чем за аналогичный период прошлого года: появилось 121 тыс. новых ИП и ООО против 81 тыс. за январь-ноябрь 2020 года.
Сфера общепита стала шестой по количеству новых регистраций бизнеса (4,5%), однако, по данным «Эвотора», динамика выручки здесь год к году оказалась самой высокой. Так, за год больше всего выручка выросла в кофейнях с напитками навынос ― на 61%. В высокой динамике есть эффект низкой базы, поскольку в прошлом году во время режима ограничений предприятия общепита могли работать только навынос и на доставку. Средний чек кофеен за год вырос на 20% до 251 рубля. Средняя выручка ларьков с фаст-фудом увеличилась на 26%, а средний чек на 9% до 356 рублей.
По данным «Эвотора», на 26% выросла средняя выручка табачных киосков, а средний чек ― на 12% до 361 рубля, что связано с ростом цен. Также на 27% выросла выручка пивных магазинов, но средний чек в этом сегменте превысил прошлогодний только на 5% ― 346 рублей. Средняя выручка магазинов «у дома» выросла на 3%, а средний чек — на 10% до 284 рублей.
В сегменте непродовольственной торговли хорошую динамику демонстрировали мебельные магазины. Средняя выручка этого сегмента выросла на 16%, а средний чек ― на 9% до 18 133 рублей. На эффекте низкой базы выросла средняя выручка магазинов одежды и обуви ― на 33% и 32% соответственно. Однако потребление россиян сдвигается в сторону более низкого ценового сегмента: средний чек магазинов одежды за год практически не изменился, несмотря на рост цен, ― 2 214 рублей (+1%), у магазинов обуви средний чек и вовсе упал на 9% до 2 763 рублей. Магазины автотоваров увеличили выручку на 9%, но средний чек в сегменте автотоваров за год снизился на 5% до 2 367 рублей.
Андрей Романенко, генеральный директор ИТ-компании «Эвотор»:
«Новый бизнес открывается, несмотря на пандемию и ограничения. У предпринимателей уже есть опыт локдауна и понимание того, как адаптироваться к работе в новых условиях. Уже на старте предприниматели продумывают омниканальные продажи: вместе с офлайн-бизнесом запускают онлайн-продажи и доставку, подключают разные варианты безналичной оплаты, в том числе оплату по QR-коду».
Чаще всего предприниматели открывали новый бизнес в Москве и области – 10% и 7% соответственно, на втором месте Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край (по 4%), на третьем – Республика Башкортостан, Самарская и Ростовская области (по 3%).
По данным «Деловой среды», чаще всего с начала 2021 года новый бизнес петербуржцы открывали в сферах розничной торговли (29,7%), оптовой торговли (14,7%), специализированных строительных работ (11,5%), операций с недвижимым имуществом (10,7%), а также деятельности сухопутного и трубопроводного транспорта (10,2%). С января по ноябрь 2021 года они зарегистрировали в полтора раза больше ИП и ООО (+49%), чем за аналогичный период прошлого года.
Статистика «Деловой среды» показала, что в качестве индивидуального предпринимателя бизнес регистрируют подавляющее большинство россиян – 80%, и лишь пятая часть предпочитает открывать для этого ООО. Возможностью зарегистрировать бизнес онлайн воспользовались 46% пользователей сервиса РБиДОС. Больше половины из них сделали это через мобильное устройство на базе iOS или Android.
По сравнению с прошлым годом доля женщин-предпринимателей выросла на с 37,4% до 39,9%. Однако по-прежнему свое дело чаще открывают мужчины – их доля от общего числа регистраций бизнеса составляет 60,1%.
Виталий Тарасов, генеральный директор АО «Деловая среда»:
«С помощью онлайн-сервиса Деловой среды предприниматели открыли уже более 250 000 ИП и ООО. В сотрудничестве с государственными ведомствами были проведены масштабные изменения законодательства в сфере регистрации бизнеса, сделавшие этот процесс легким и быстрым для каждого человека, желающего официально заниматься своим делом. Ключевые преимущества сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета в том, что открыть ИП и ООО можно самостоятельно и без оплаты госпошлины — полностью онлайн либо с одним визитом в банк или офис партнеров. Удобство такого решения оценили наши клиенты: сегодня мы регистрируем 15% от всех новых бизнесов в России».
###
АО «Деловая среда» — компания экосистемы Сбера, основанная в 2012 году. Миссия компании — развитие предпринимательства. Помогает каждому реализовать мечту об успешном бизнесе, предлагая полезные знания и цифровые сервисы для успешного старта и развития дела. Регистрация бизнеса и дистанционное открытия счета от «Деловой среды» — первый в России сервис, позволяющий легко и просто зарегистрировать бизнес (ИП/ООО с одним учредителем) полностью онлайн и без оплаты госпошлины. С момента запуска в 2018 году через сервис было зарегистрировано более 250 тыс. бизнесов по всей стране.
https://dasreda.ru/
Эвотор — ИТ-компания, экосистема технологий для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса. Входит в экосистему Сбера. С 2016 года — лидер технологической трансформации в малом и микробизнесе. Крупнейший российский производитель умных онлайн-касс: за 5 лет в стране активировано более 800 000 смарт-терминалов «Эвотор». Каждый четвертый предприниматель в России работает на «Эвоторе». В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 850 сервисов для управления бизнесом. https://evotor.ru/