Четверть магазинов с табачным ассортиментом продает сигареты с маркировкой
Доля продаж сигарет с цифровой маркировкой в розничном обороте начали расти в августе 2019 года, и уже в октябре составила 34%. Активнее всего переходят на маркировку Калужская область, Еврейская АО и Псковская область. В этих регионах маркированные сигареты можно купить в половине магазинов малого бизнеса с табачной продукцией.
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала, как традиционная розница переходит на продажу маркированных сигарет. На начало ноября 23% магазинов с табаком в ассортименте продают маркированные сигареты. В Калужской области их больше половины (55%), в Еврейской АО ― ровно половина. Также высокая доля магазинов, перешедших на маркировку, в Псковской (48%), Мурманской (46%), Рязанской (46%), Томской (44%), Тульской (41%) и Владимирской (41%) областях. В Москве 23% магазинов продают маркированный табак, в Санкт-Петербурге ― 25%. Для анализа использованы данные смарт-терминалов Эвотора в продуктовых и специализированных магазинах малого бизнеса, торгующих табачной продукцией.
В целом по России 34% проданных в октябре 2019 года сигарет имеют цифровую маркировку. Количество чеков с маркированными сигаретами начало резко расти с конца лета: в августе на 110% по сравнению с предыдущим месяцем, в сентябре — на 69%, а в октябре ― на 51%.
Активнее других переходят на маркировку специализированные табачные магазины. Более трети из них (35%) уже продают маркированные сигареты. Востребованность специализированного формата растет — это подтверждает динамика оборота и количества чеков за последний год. В октябре 2019 года в среднем в таких магазинах пробивалось 79 чеков, что на 11% больше, чем в октябре 2018 года. Средний оборот магазинов этой категории за год вырос на 50% и в октябре 2019 года достиг 690 тысяч рублей. Средний чек за год увеличился на 34% до 331 рубля в октябре 2019 года. Маркировка позитивно повлияла на прозрачность табачного бизнеса. В специализированных магазинах доля чеков «по свободной цене» снизилась с 8,4% в октябре 2018 года до 4,5% в октябре 2019 года.
Добровольная маркировка выпускаемых сигарет началась в России с 1 марта 2019 года, а с 1 июля 2019 года она стала обязательной. Многие из магазинов, пройдя регистрацию в «Честном знаке», сейчас распродают немаркированные остатки. По закону у них есть такая возможность до 1 июля 2020 года.
«По опыту кассовой реформы малый бизнес откладывает внедрение законодательных требований до последнего. Мы ожидаем волну подключений к «Честному знаку» в июне 2020 года, в последний месяц перед запретом оборота немаркированной продукции. Не исключено, что такая стратегия приведет к тому, что возникнет ажиотаж, очереди на подключение и проблемы с получением маркированного товара», ― отмечает Вячеслав Предыбайло, руководитель направления «Маркировка» Эвотора.
Аналитики Эвотора также сравнили динамику цен на 50 популярных наименований сигарет в разных ценовых сегментах до и после внедрения обязательной маркировки. В анализе использовались цены, очищенные от акциза, так как акциз на сигареты повышался дважды за рассматриваемый период (1 июля 2018 года и 1 января 2019 года). Медиана изменения цены по выбранным наименованиям сигарет с октября 2018 по март 2019 года (до начала продаж маркированного табака) составила 3%, так же как и с апреля по сентябрь 2019 года (после внедрения маркировки). Медиана означает, что половина наименований сигарет в оба периода подорожала менее чем на 3%, а другая половина — более, чем на 3%.
Максимальное повышение по отдельным маркам до и после маркировки также было одинаковым ― 10%. При этом цена на полке на некоторые сигареты не изменилась даже на фоне повышения акциза или выросла меньше, чем ставка акциза. Таким образом, по итогам исследования явное влияние маркировки на стоимость сигарет не обнаружено.
В список анализируемых наименований сигарет вошли: Bond Street Compact Blue, Rothmans Demi, Marlboro Gold, Kent Blue, Davidoff Gold, Next Violet, «Петр I Особые Черные», «Максим классический» и другие.
Эвотор – ИТ-компания, лидер технологических изменений в сегменте малого и среднего бизнеса. В экосистеме Эвотора более 600 000 смарт-терминалов, установленных в торговых точках по всей России. Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 500 сервисов для малого и среднего бизнеса. Платформа платёжных решений «Эвотор.PAY» позволяет проводить любые виды платежей – банковскими картами, QR-кодами, платёжными кольцами, Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и другие. www.evotor.ru