• Москва
Выберите ваш город
12 февраля 2020

Аналитики Эвотора оценили продажи контрабандных сигарет из Белоруссии

В Смоленской и Челябинской областях каждая пятая пачка сигарет в несетевой рознице ― нелегально завезена из Белоруссии. В республике Дагестан ― каждая десятая. По данным Эвотора, нелегальные сигареты стоят вдвое дешевле, чем легальные.

Аналитики ИТ-компании «Эвотор» оценили продажи нелегальных белорусских сигарет в российской несетевой рознице в январе 2020 года. Учитывались только продажи брендов, которые не поставляются в Россию легально (NZ, Minsk, FEST, Credo). Для анализа использовались данные 600 000 смарт-терминалов «Эвотор».

Самая высокая доля контрабандного белорусского табака в Смоленской и Челябинской областях — 22%. На третьем месте ― республика Дагестан, где доля продаж нелегальных белорусских сигарет в несетевой рознице составляет 10%. Существенная доля нелегальных сигарет из Белоруссии также в Вологодской области (8%), Ивановская область (7%), Санкт-Петербурге (6%), Волгоградской области (5%). Всего в январе этого года контрабандные сигареты продавались в 70 российских регионах.

Популярность нелегальной продукции легко объяснима ― средняя цена контрабандных сигарет почти в два раза ниже легальных: 55 рублей против 93 рублей.
По данным Nielsen, доля контрафактной табачной продукции в России в третьем квартале 2019 года достигла 15,6% от всего объема продаж, что на 7,2 п.п. выше, чем за аналогичный период 2018 года. По оценкам Kantar TNS, основные поставщики нелегальных сигарет в Россию ― Белоруссия, Казахстан и Армения.

«По нашим данным, нелегальные сигареты сегодня продают 3% магазинов российской несетевой розницы с табачным ассортиментом. Доля белорусской контрабанды в продажах сигарет в России в январе 2020 года составила не менее 1,1%. Но доля всего нелегального табака намного выше. Часть товаров в традиционной рознице до сих пор продается без чеков и недоступна для нашего анализа. Кроме того, мы не учитывали продажи подделок и нелегальных сигарет, произведенных в других странах, ― комментирует Вячеслав Предыбайло, директор по маркировке ИТ-компании «Эвотор”. ― Предприниматели зачастую даже не задумываются об ответственности за незаконную торговлю. Однако с 1 июля 2020 года розничные магазины должны продавать только маркированные сигареты, а принимать товар — по электронным накладным. Для нарушителей предусмотрена административная и уголовная ответственность. Снижение доли нелегального товара сделает конкуренцию в этом бизнесе более честной, так как нарушители не смогут демпинговать».

По данным Эвотора, на продажу маркированных сигарет переходит все больше магазинов. Если на начало ноября 2019 года 23% магазинов с табаком в ассортименте продавали маркированную продукцию, то в январе 2020 года ― уже 31%. В пяти российских регионах маркированные сигареты продает больше половины магазинов малого бизнеса с табачной продукцией. Это Томская (доля точек с маркированными сигаретами ― 52%), Тульская (53%), Мурманская (57%), Калужская (58%) и Псковская (59%) области.

Маркировка табачных изделий вводится в рамках усиления борьбы с нелегальным оборотом. Это цифровая система, более эффективная, чем акцизные марки. Производство сигарет без маркировки прекращено с 1 июля 2019 года. С этого времени маркированная продукция постепенно заполняет розничную торговую сеть, запасы немаркированных сигарет подходят к концу. Продажи маркированной табачной продукции удваиваются каждые два месяца. С 1 июля 2020 года продажа немаркированных сигарет запрещена. С этого времени контрольные органы и производители получат полную картину движения товаров в отрасли, некоторый эффект сокращения нелегального оборота будет виден сразу. В полной мере эффект от введения маркировки отрасль сможет увидеть через 1-2 года, когда будет накоплен и обработан большой массив данных, и контрольно-надзорные органы смогут его проанализировать и отработать выявленные нарушения. Эти же данные позволят производителям оптимизировать логистику и продажи, чтобы занять долю рынка, освобожденную от контрафакта.

 

Эвотор – ИТ-компания, лидер технологических изменений в сегменте малого и среднего бизнеса. В экосистеме Эвотора более 600 000 смарт-терминалов, установленных в торговых точках по всей России. Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 500 сервисов для малого и среднего бизнеса. Платформа платёжных решений «Эвотор.PAY» позволяет проводить любые виды платежей – банковскими картами, QR-кодами, платёжными кольцами, Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и другие. www.evotor.ru

Другие исследования
06 декабря 2022
Индекс Эвотора: в ноябре подорожали алкоголь и майонез 
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в ноябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,6% к октябрю. При этом алкогольная продукция подорожала на 3%. 
21 ноября 2022
В какие дни россияне чаще всего делают покупки, посещают салоны красоты и фитнесцентры?
Вычислили с помощью аналитического сервиса «Эвобот» самые "горячие" дни недели для розничного малого бизнеса 
13 ноября 2022
Индекс Эвотора: в октябре гречка подешевела, а молоко подорожало
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в октябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,3% к сентябрю, но все еще остаются на 23,8% выше, чем в октябре прошлого года. 
06 декабря 2022
Индекс Эвотора: в ноябре подорожали алкоголь и майонез 
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в ноябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,6% к октябрю. При этом алкогольная продукция подорожала на 3%. 
21 ноября 2022
В какие дни россияне чаще всего делают покупки, посещают салоны красоты и фитнесцентры?
Вычислили с помощью аналитического сервиса «Эвобот» самые "горячие" дни недели для розничного малого бизнеса 
13 ноября 2022
Индекс Эвотора: в октябре гречка подешевела, а молоко подорожало
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в октябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,3% к сентябрю, но все еще остаются на 23,8% выше, чем в октябре прошлого года. 
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.