Аналитика Эвотора: кетчуп растёт, горчица и соусы падают, а майонез по-прежнему доминирует
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала продажи соусной продукции за январь-ноябрь 2025 в традиционной рознице.
КЕТЧУП: единственная растущая категория
По данным Эвотора, в январе-ноябре усредненный объем продаж кетчупа в натуральном выражении вырос на 2% к прошлому году. Это единственная категория в соусной продукции с ростом продаж в натуральном выражении. Оборот в рублевом выражении вырос на 12% за счет инфляции. Средняя цена в ноябре составила 30 рублей за 100 гр. (+11% к ноябрю 2024 года). Это самая низкая средняя цена за 100 г. в категории соусной продукции. Средний вес упаковки не изменился ― 342 г.
Также кетчупы ― единственная категория, где в несетевой рознице расширился ассортимент. Число брендов за год выросло со 145 до 156, а производителей ― со 102 до 111. Но это высококонцентрированный рынок: на «большую тройку» приходится 66% общего объёма продаж в натуральном выражении (в 2024 году ― 65%). В нее входят «Махеевъ» с долей в 40% (в прошлом году ― 39%), Heinz ― 16% (не изменилась за год) и «Балтимор» ― 10% (не изменилась за год). В некоторых регионах в традиционной рознице доминируют другие бренды. Например, южнокорейский бренд Ottogi популярен в Приморском крае (39%) и Сахалинской области (51%), в Ставропольском крае ― «Ставропольский» (55%), в Свердловской области ― «ЕЖК» (23%), в Москве ― «Кухмастер» (47%).
МАЙОНЕЗ: крупнейший рынок по объему и обороту
Майонез ― самая популярная разновидность соусной продукции. В традиционной рознице на него приходится 69% продаж в категории в рублевом выражении и 71% продаж в натуральном выражении. И все же продажи майонеза в натуральном выражении за 11 месяцев 2025 года снизились на 3%. Продажи в рублевом выражении выросли на 9% из-за инфляции. Средняя цена в ноябре составила 32 рубля за 100 г., что на 11% больше, чем в прошлом году. Майонез еще и самая «тяжелый» ― средний вес упаковки 429 г (+1% к 2024).
Ассортимент за год немного сократился: число брендов уменьшилось со 164 до 161, а производителей ― с 75 до 73. На топ-3 приходится 46% общего объёма продаж в натуральном выражении (в 2024 году ― 45%). Среди лидеров: «Махеевъ» ― с долей 29% (в 2024 году 28%), «Слобода» ― 10% (не изменилась за год) и «Янта» ― 7% (не изменилась за год). В то же время во многих регионах популярны местные локальные бренды. Например, на Урале сильные позиции занимает «ЕЖК»: Свердловская область ― 90%, Курганская область ― 64%, Тюменская область ― 33%, ХМАО ― 78%, ЯНАО ― 39%. «Московский Провансаль» лидирует в Москве (37%), в Московской области (53%), в Калужской области (48%), в Рязанской области (37%), в Тверской область (55%), Тульской области (42%). «Новосибирский Провансаль» популярен в Новосибирской области (46%), «Саратовский Провансаль» ― в Саратовской области (42%), Байсад ― в Ставропольском крае (19%), «Гастроном» ― в Красноярском крае (49%) и в Республике Хакасия (45%).
СОУСЫ: премиальный сегмент с сокращающимся ассортиментом
Продажи соусов в натуральном выражении за январь-ноябрь 2025 снизились на 1%, а в рублевом выражении вырос на 11% к прошлому году. Средняя цена в ноябре составила 42 рубля за 100 г, что на 9% больше чем в ноябре 2024 года. Средний вес упаковки снизился на 1% до 287 г. В этой категории самый большой ассортимент и низкая концентрация. Тем не менее число брендов за год уменьшилось с 265 до 242, а число производителей ― с 222 до 200.
На топ-3 приходится 30% общего объёма продаж в натуральном выражении (в 2024 году ― 27%). Среди них Sen Soy и Calve ― с долей 11% у каждого (в 2024 году ― по 10% у каждого) и на 3 месте Mivimex с долей 9% (в 2024 году ― 8%). В этом сегменте наблюдается большое разнообразие брендов среди популярных брендов в регионах.
Например, китайский бренд соевого соуса «Haday» ― топ-1 в Приморском крае (27%), в Хабаровском крае (22%), в Сахалинской области (17%). Во многих регионах популярны локальные бренды: «Зареченский продукт» в Пензенской области (76%) и Республике Мордовия (55%), «Брянский» ― в Брянской области (79%), «Буздякский» ― в Республике Башкортостан (46%), «Калининградский» ― в Калининградской области (46%), “Дары Кубани” ― в Краснодарском крае (18%).
ГОРЧИЦА И ХРЕН: продажи и ассортимент снижаются
Этот нишевый сегмент, на который приходится всего 2% продаж в натуральном выражении, просел сильнее всего. Объем продаж за 11 месяцев снизился на 4%, оборот вырос всего на 2%. Средний вес упаковки за год не изменился ― 152 г. Средняя цена в ноябре 41 р, что на 7% больше чем в 2024 году.
Ассортимент, как и в других сегментах, сократился. Число брендов уменьшилось со 123 до 107, а производителей ― со 108 до 99. Доминирует в сегменте соусов «Махеевъ», который за год нарастил свою долю с 34 до 38%. На 2 месте ― «Столичная», с долей 6% (в 2024 году ― 5%), на 3 месте ― «Янта», с долей 5% (не изменилась за год). «Русский аппетит» за год со 2 места в прошлом году упал на 4, его доля снизилась с 6 до 5%. Локальных брендов и производителей в ТОП-1 в регионах не так много: «Молочный комбинат Ставропольский» ― в Ставропольском крае (58%), «ЕЖК» ― в Свердловской (62%), Курганской (39%) и Тюменской (42%) областях и ХМАО (37%), «Калининградская» ― Калининградской области (35%), «Дасмар» ― в Красноярском крае (41%), ДАКГОМЗ ― в Хабаровском крае (42%).
Спрос вырастет к Новому году
Кетчуп и майонез — сегменты с ярко-выраженной сезонностью. Пик продаж майонеза, соусов и горчицы приходится на декабрь и май-август, а кетчупа — на июль. Спрос на соусы, горчицу и хрен также растет в декабре.
Методика
Для анализа использовались фискальные данные касс «Эвотор» на всей территории России, используемые в основном в традиционной рознице (несетевые продуктовые и универсальные магазины, магазины «у дома»). Рассчитывались следующие параметры за январь-ноябрь 2025 и 2024 гг:
- объем продаж в натуральном (г) и денежном (руб.), выражении тотал и усредненно на точку;
- средний вес упаковки;
- количество брендов и производителей;
- ТОП-10 брендов по России и ТОП-1 брендов по регионам по объему продаж в натуральном выражении (г).
За ноябрь 2025 и 2024 года рассчитывалась средняя цена за 100 г продукта.
Эвотор ― ИТ-компания, входит в топ-3 крупнейших производителей и разработчиков кассового оборудования и ПО. В 2016 году Эвотор представил на рынке первую умную онлайн-кассу на базе Android российского производства и начал строить собственную экосистему технологий и сервисов для автоматизации бизнеса. В 2025 году активировано уже более 1 200 000 устройств «Эвотор». В экосистеме Эвотора: магазин приложений «Эвотор.Маркет» с 900+ облачных сервисов, процессинговая платформа «Эвотор.Pay» для подключения финансовых услуг, а также решения для крупного бизнеса и электронной коммерции.
Телеграм-канал Эвотора о трендах в FMCG @evotor_analytics



























