Оборудование и софт для автоматизации торговли: с чего начать, а что подождёт
Автоматизация в рознице — это не про технологии ради технологий. Это про решение конкретных задач: от соответствия требованиям закона до оптимизации учёта и ускорения работы на кассе. Но когда бюджет ограничен, важно правильно расставить приоритеты — сначала поставить самое важное, а не самое важное отложить в будущее. Разбираем софт и оборудование для автоматизации процессов в торговле: какие задачи нужно решить в первую очередь, а что подождёт. Чтобы вам было проще ориентироваться, мы расположили задачи и оборудование по приоритету — наиболее важные вначале.
1. Фискализация и соответствие закону — онлайн-касса
Важность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Когда подключить: до запуска точки
Задача: легализация продаж и передача данных в ФНС
Ни одна торговая точка по закону не может работать без онлайн-кассы (п. 1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ). Есть исключения, но они скорее всего вас не касаются. Поэтому автоматизацию торговли всегда стоит начинать именно с неё. Онлайн-касса это основа: она фиксирует продажи, печатает фискальные чеки и автоматически отправляет данные в налоговую. Если вы торгуете без онлайн-кассы — ждите проверки и штрафы от 30 000 ₽.
Что выбрать. Чтобы получить больше всего функциональности за адекватные деньги, лучше использовать смарт-терминалы. Например:
- Эвотор 7.2 — надёжный смарт-терминал для магазинов у дома с сенсорным экраном, доступом к маркету приложений и возможностью работать как с маркой, так и с эквайрингом. Оптимальное решение по цене и возможностям.
- Атол Sigma 10 — планшет-касса на Android с интуитивным интерфейсом, удобна для розницы и небольших кафе.
Эвотор Power — мощный смарт-терминал для точек продаж с большой проходимостью и очередями в пиковые часы. Не зависает, быстро печатает чеки, при необходимости показывает рекламу и легко превращается в полноценную POS-систему.

Прокачайте свой смарт-терминал до Эвотора
Эвотор.Касса поможет интегрировать ваш смарт-терминал с 850+ приложений для бизнеса без программирования. Попробуйте кассовую программу бесплатно и получите доступ к сервисам из Эвотор.Маркета. |
2. Работа с маркированными товарами и алкоголем — сканер + софт
Важность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Когда подключить: до запуска точки или при вступлении конкретной товарной группы в маркировку
Задача: обмен с Честным знаком, ЕГАИС, выполнение требований законодательства
Если у вас в точке продаются маркированные товары — молочка, одежда, пиво, сладкая или минеральная вода, соки и много чего ещё или алкоголь, ваша касса должна автоматически обмениваться данными о продажах с Честным знаком — оператором системы маркировки, и ЕГАИС. Для этого к кассе должны быть подключены 2D-сканер штрих-кодов и специальный софт, который будет отправлять коды в нужную систему
Что выбрать. Софт для автоматизации зависит от конкретного производителя касс. Например, для Эвоторов это приложение «Маркировка» для работы с маркированными товарами и сервис «УТМ Плюс» для работы с алкоголем. Со сканерами проще — можно выбрать подходящий вариант:
- ЭвоСкан 012D USB — простой и универсальный сканер для быстрого считывания штрих-кодов и марок;
- ЭвоСкан 012D BT — универсальный сканер для работы с маркированными товарами с беспроводным подключением
Datalogic QW2120 — бюджетный ручной сканер, справляется с базовыми задачами.

3. Приём безналичной оплаты — эквайринг и пин-пад
Важность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Когда приобрести: до запуска точки или при превышении оборота свыше 20 млн ₽ в год
Задача: удержание клиентов, которые не носят с собой наличные и выполнение требований законодательства
По данным Эвотора, приём безналичной оплаты увеличивает продажи на 57%, а средний чек — на 63%. Отказываться от безналичных оплат = терять деньги. А ещё при превышении точкой оборота в 20 млн ₽ в год, приём безналичных платежей обязательный по закону (ст. 16.1 закона № 2300-1).
Что выбрать. Чтобы принимать безнал и автоматизировать приём платежей, нужно подключить на кассу торговый эквайринг или приём платежей по QR-коду — это программная часть. Также потребуется оборудование для приёма платеже, и тут есть варианты:
- PAX SP30 — классический пин-пад со встроенным эквайрингом «Эвотор.PAY», принимает любые платеж, идеально совместим с любыми онлайн-кассами;
- Эвотор 6 — онлайн-касса со встроенным пин-падом и сканером штрих-кодов, позволяет сэкономить на дополнительном оборудовании;
- приложение «Мобильный кассир» — позволяет принимать безналичные платежи с помощью смартфона и технологии Tap on phone. Приложение подключается к смарт-терминалу Эвотор и становится по сути второй кассой для работы на выезде или в зале;
Комплект приложений «Смарт-терминал Плюс» — позволяет развернуть на кассе приём оплат по СБП с комиссией от 0,4% и экономией на эквайринге в среднем 114 000 ₽ в год.

4. Продажа товаров на развес — электронные весы
Важность: ⭐⭐⭐⭐
Когда приобрести: до запуска точки
Задача: точно учитывать развесной товар, минимизировать расхождения
Если магазин продает товары на развес, электронные весы помогут автоматизировать отпуск товара. Они сразу рассчитывают стоимость и передают данные на кассу, добавляя товар с нужной суммой сразу в чек. Без электронных весов продавцу бы пришлось сначала взвесить товар, затем рассчитать стоимость на калькуляторе, и затем вручную вбить цену на кассе в чек. С электронными весами всё автоматически. Это незаменимо для продуктовых магазинов и рынков, где важна скорость и точность.
Что выбрать:
- Штрих-СЛИМ 300M — настольные торговые весы с большим дисплеем и подсветкой;
- M-ER 326 AFL-6.1 — классические настольные весы для быстрого взвешивания и фасовки товаров;
- MAS MI-e — компактный бюджетный вариант для подключения к кассе.
Обратите внимание, что для корректной работы весов, совместимости с кассой и автоматизации может потребоваться драйвер.

Автоматизировать ритейл легко
Соберите собственную POS-система на основе Power — и используйте автоматизацию, которая нужна конкретно вашему магазину. Без лишних опций и дорогой периферии. |
5. Инвентаризация, приёмка и товарный учёт — товароучётное приложение + ТСД
Важность: ⭐⭐⭐⭐
Когда приобрести: когда в ассортименте более 100 позиций
Задача: контроль остатков, учёт продаж, быстрая приёмка, инвентаризация и иная работа с товарами
Даже самая простая точка быстро сталкивается с проблемой: где остатки, что продано, чего не хватает, что и где лежит на складе, как укомплектовать заказ и когда у товара закончится срок годности. Без оборудования и ПО для автоматизации процессов работы с товаром начинаются потери и ошибки. Избежать их помогает надёжная связка: товароучётная система + терминал для сбора данных. С их помощью можно быстро инвентаризировать товары, сверять остатки и проводить приемку без путаницы. ТСД и товароучётная система полезны как на складе, так и в торговом зале, они экономят часы ручной работы.
Что выбрать:
- приложение «Управление ассортиментом» — мощная товароучётная система, с помощью которой легко следить за товарами и остатками, делать приёмки и списания, контролировать продажи и налоги, интегрироваться с 1С;
ТСД Meferi ME40K — удобный терминал с качественным сканирующим модулем и высокой скоростью работы.

6. Печать ценников и этикеток — принтер и товароучётная система
Важность: ⭐⭐⭐⭐
Когда приобрести: когда в ассортименте более 100 позиций
Задача: упростить выкладку и обратить внимание на товары
Когда в точке более 100 позиций, создавать и каждый раз при изменении цены менять ценники вручную — рутина и лишняя ручная работа для продавца. Этот процесс можно автоматизировать при помощи товароучётной системы и принтера ценников. Например, с помощью приложения «Управление ассортиментом» можно разом изменить цены на определенные категории товаров и прямо из приложения отправить на печать новые ценники. А чтобы их распечатать нужен специальное устройство — принтер.
Что выбрать:
- XPrinter XP-365B — бюджетный принтер для печати бумажных ценников, стикеров, квитанций и наклеек со штрихкодами для товарного учета. Работает по технологии прямой термопечати, печатает со скоростью до 127 мм/с и разрешением 203 dpi.
- Атол bp21 — принтер для распечатки этикеток на стандартной этикеточной ленте 58 мм. Эффективная ширина печати принтера 54 мм.
TSC TDP-225 — принтер для печати ценников и бирок для розничных магазинов, почтовых отделений, медицинских учреждений. Печатает со скоростью 127 мм/с.

7. Повышать продажи и средний чек — программа лояльности
Важность: ⭐⭐⭐
Когда приобрести: когда есть постоянные клиенты
Задача: стимуляция повторных продаж и повышение среднего чека
Покупатели любят, когда им предлагают участвовать в бонусных программах и акциях. А для бизнеса это выгоднее, чем простые скидки. Допустим, вы продаёте товар или услугу за 1500 ₽. И предлагает клиенту начислить бонус или взять скидку — 10%. Себестоимость товара — 750 ₽. Если клиент выбирает бонусы, списать их можно только при следующей покупке. Скидку можно применить каждый раз. В итоге после пяти покупок прибыль по бонусной системе на 450 ₽ больше, чем по скидочной.
Чтобы запустить бонусную систему, используют программы лояльности — ПО для автоматизации бизнес-процессов. Такие сервисы автоматически запоминают клиента, его предпочтения и накопленные баллы, поздравляют с днём рождения, предлагают персональные скидки и пр. А ещё они существенно повышают отдачу от рекламы.
Что выбрать:
- Сервис «ЭвоБонус» — формирует базу клиентов, повышает прибыль на 27%, а средний чек на 32%. Позволяет за 30 минут развернуть на вашем Эвоторе полноценную скидочную или бонусную программу лояльности на ваших условиях;
- «Бонус Плюс» — готовое решение для запуска накопительной системы скидок или дисконтно-бонусной программы лояльности;
«Скидка на чек» — позволяет желать скидку на весь чек как в рублях, так и процентах. Кассирам не нужно тратить время на то, чтобы делать скидку на каждую отдельную позицию в чеке. Скидка на весь чек значительно ускоряет работу кассира и избавляет от ошибок.

Закажите комплексную автоматизацию ритейла
Получите единое решение для повышения эффективности ключевых зон в магазине. Автоматизируйте кассовую зону, товарный учёт, склад, управление, доставку и даже коммуникацию с клиентами. |
8. Простая и удобная работа с товарами и заказами — монитор кассира
Важность: ⭐⭐⭐
Когда приобрести: когда важна быстрота обслуживания
Задача: ускорить обслуживание клиентов и сократить очереди
Когда в точке увеличивается поток покупателей, а ассортимент расширяется, нагрузка на кассиров растёт — а скорость работы за кассой может падать. Чтобы упростить задачу кассиров и ускорить процесс оформления покупок, в кассовой зоне можно поставить большой сенсорный дисплей. Он будет связан с кассой и поможет продавцам быстрее оформлять продажи — очереди сократятся.
Что выбрать:
- ЭвоСкрин 15,6 — быстрый сенсорный дисплей, идеально подходит для ритейла и общепита, есть считыватель магнитных карт. Экран мгновенно откликается на касания;
- Sinocan SPARK-TM-2015 — удобное устройство для автоматизации основных кассовых операций, диагональ 15 дюймов. Время реакции дисплея составляет 2 мс;
POSCenter EVA-156 — монитор с сенсорной панелью высокого разрешения, емкостным дисплеем, LED-подсветкой. Устойчив к случайным повреждениям, царапинам, влаге, загрязняющим веществам.

9. Организация безопасной работы с наличностью — денежный ящик
Важность: ⭐⭐⭐
Когда приобрести: когда наличные негде хранить в точке
Задача: убрать лишние риски и дисциплинировать кассира
Денежный ящик может показаться второстепенной покупкой, но он критичен, если в обороте есть наличка. Когда в точке есть такое устройство, оно обеспечивает сохранность наличных денег и предотвращают несанкционированный доступ. А для работы с ним не нужно какое-либо обучение. При этом ящик будет доступен кассиру только при расчёте — при приёме от клиента наличных, а в остальное время будет закрыт на замок.
Что выбрать:
- PayTor HT-330P — денежный ящик с отделениями для банкнот и монет, что позволяет быстро и удобно размещать деньги. Подходит для использования в сфере торговли и услуг. Подключается к любой кассе Эвотора;
- Poscenter HS-410 — прочный, с множеством отделений, подходит для магазинов среднего формата;
- СКД-410 — доступный, надёжный, справляется со своей задачей.

10. Организация зоны самообслуживания — КСО
Важность: ⭐⭐⭐
Когда приобрести: когда в точке появились очереди, а кассиры не справляются
Задача: сократить очереди в пиковые часы и сэкономить на оплате труда кассиров
Если в пиковые часы в точке копятся очереди — магазин теряет деньги, потому что часть покупателей больше не вернутся к вам снова. И наоборот: в магазинах с зонами самообслуживания по статистике на 20% меньше очередей, а в пиковые дни через КСО вообще может проходить до 70% трафика. При этом организовать зону самообслуживания и автоматизировать торговлю легче, чем кажется — собственную КСО можно собрать на основе мощного смарт-терминала.
Что выбрать:
- КСО на основе Эвотор Power — простое и бюджетное решение дешевле любых аналогов на рынке. Позволяет подключить любое необходимое оборудование и создать кассу самообслуживания, с которой легко разберётся даже пенсионер;
- АТОЛ КСО 3215 — обновленная и улучшенная касса самообслуживания Идеально подойдет заправкам, ресторанам, кафе и точкам со средней и малой площадью;
MС Pro 21 T — современная КСО с точным сканером, премиальным дизайном и понятным интерфейсом.

В итоге
Если автоматизировать процессы поэтапно, начиная с самого важного, вы сможете:
- соблюдать закон 54-ФЗ, установив онлайн-кассу;
- наладить учёт и работу с товаром — с помощью сканеров, ТСД и товароучётной системі
- не терять покупателей и принимать оплату безналом — с помощью эквайринга и пин-пада;
- избежать потерь — с помощью электронных весов и денежного ящика;
- сделать продажи быстрее и удобнее — с помощью дисплея для кассира или даже собственной зоны самообслуживания.
Автоматизация — это не про дорогие коробки. Это про то, как навести порядок в бизнесе, сделать процессы прозрачными и увеличить прибыль. Начните с главного — и добавляйте остальное, когда бизнес будет к этому готов.