Какую облачную кассу выбрать малому бизнесу и ИП в 2025 году
Облачную кассу обычно используют интернет-магазины и компании, которые принимают дистанционные платежи и не выдают бумажные чеки, но хотят соблюдать требования 54-ФЗ. Суть та же, что и у обычных касс, только предприниматель не может подержать в руках физическое устройство — оно лежит в дата-центре. Рассказываем, как и какую облачную кассу выбрать для малого бизнеса в 2025 году, чтобы не прогадать.
«Цифровая касса» Эвотора — как обычная касса, только в облаке и с круглосуточной поддержкой. Подходящее решение для интернет-магазинов, курьеров, такси и облачных сервисов. С поддержкой ФФД 1.2. |
Что такое облачная касса и чем она отличается от обычной
Вообще в законодательстве отсутствует такое понятие, как «облачная касса». Обычно под этим понимают виртуальную онлайн-кассу с доступом к ней через интернет.
Облачная касса — это та же онлайн-касса, только без экрана и принтера. Она расположена в дата-центре поставщика сервиса, а не в точке продаж. Облачная касса работает через личный кабинет и полностью соответствует требованиям 54-ФЗ.
Вся разница — в отсутствии физического устройства и чеках. С ней бизнес не печатает бумажные чеки, а просто отправляет электронные — на почту клиента или по смс. Это законно.
По сути, точка продаж делегирует все заботы о чеках и поддержке провайдеру, который предоставляет облачную кассу. Это как вместо обычной флешки загрузить файлы на Гугл-диск: вы не носите с собой носитель, не беспокоитесь за его обслуживание и возможную утрату — эти опции закрывает облачный сервис. Так и с облачной ККТ: не нужно думать про обслуживание, замену фискального накопителя и обновление под законы — это забота облачной кассы.
Как работает облачная касса
Облачная онлайн-касса — это по сути программный модуль, который подключен к платёжной системе, сайту магазина и банковскому счёту. Этот модуль «лежит» на сервере защищённого дата-центра. Он открывает доступ в личный кабинет, через который можно следить за платежами и чеками, открывать и закрывать кассовые смены, вручную формировать чеки и корректировать уже сформированные чеки. Тут же происходит управление кассой.

Облачную кассу можно интегрировать с другими сервисами. Так как чаще всего её подключают для приёма платежей в интернете, сервис можно интегрировать с другими инструментами торгового предприятия и создать единую систему с:
- сайтом и платежной формой оплаты на нём;
- товароучетной системой.
- платежными системами и интернет-эквайрингом;
- приложениями для приёма платежей на выезде, например, «Мобильным кассиром» Эвотора.
Облачная касса умеет одновременно фискализировать несколько платежей. Например, если сразу несколько человек что-то покупает на сайте или одновременно проходит платёж от курьера и покупателя, облачная касса ставит их в очередь и друг за другом формирует чеки. Благодаря такому принципу, одного сервиса достаточно для платежей сразу в нескольких местах.
Схема работы облачной кассы выглядит так:
- Покупатель заказывает товар и оплачивает его картой на сайте.
- Платёжная система или банк подтверждают — деньги пришли, данные об этом уходят через интернет в дата центр — к поставщику сервиса ККТ.
- С помощью фискального накопителя (он тоже лежит в дата-центре) облачная касса создаёт чек, который уходит оператору фискальных данных (ОФД) и одновременно клиенту.
- Клиент получает чек по электронной почте или ссылкой в SMS. Параллельно ОФД сообщает о платеже в налоговую службу. Всё это происходит почти мгновенно и в автоматическом режиме.
Облачная касса для вендинга, интернет-магазинов и курьеров — «Цифровая касса» Эвотора. Подойдёт для старта и развития бизнеса, принимающего платеж онлайн. |
Какие бывают облачные кассы
Чтобы разобраться, какая облачная касса лучше, разберёмся, какие вообще существуют. Есть три типа касс в облаке:
ФА — кассы только для автоматических торговых устройств. В ФА нет устройства ввода, дисплея, печатающего устройства. Такие сервисы используются например в:
- автоматах для приёма платежей за ЖКХ или автомойку, парковку;
- кассах самообслуживания;
- банковских терминалах;
- кофейных автоматах;
- вендинговых аппаратах;
- почтоматах.
ФС — касса, предназначенная только для расчётов в интернете. Например, через неё принимают оплаты:
- маркетплейсы;
- интернет-магазины;
- социальные сети;
- приложения такси и каршеринга;
- приложения для оплаты ЖКХ.
Ф — универсальные модели, которые могут использоваться в торговых точках и принимать дистанционные платежи
Кто может использовать облачные кассы
С помощью облачной кассы можно фискализировать безналичные (а иногда и наличные) платежи в разных сферах бизнеса. Ключевое правило — отсутствие контакта с покупателем в момент расчёта или использование автоматических устройств для этого.
По закону облачную кассу могут применять (п.п. 5.1, 5.6, 5.8, 5.9, 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):
- интернет-магазины и любые другие площадки в интернете;
- мобильные приложения и программы для ПК;
- службы доставки;
- клининговые услуги, работы по установке дверей, окон, сантехнические работы и иные организации, оказывающие услуги на выезде;
- сервисы ЖКХ — платежи за жилое помещение и коммунальные услуги;
- службы такси и общественный транспорт;
- организации и ИП, осуществляющие вендинговую торговлю.
Есть несколько способов показать клиенту чек (п. 2 и п. 5.7 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):
- направить на абонентский номер либо электронный адрес;
- направить на абонентский номер или e-mail сведения о чеке — регистрационный номер ККТ, сумму, дата и время расчета, фискальный признак документа) и ссылку, по которой можно скачать чек;
- показать в момент расчета на телефоне, смартфоне или ином устройстве QR-код, при считывании которого чек скачается автоматически.
На что обратить внимание при выборе облачной кассы
Лучшая облачная касса для ИП — это та, которая подходит конкретно вашему бизнесу по условиям и параметрам сервиса. Тут нет универсального решения. При выборе провайдера рекомендуем обращать внимание на такие параметры:
💲Стоимость. И это не только тариф на аренду самого ККТ, важно смотреть на совокупные расходы: на покупку фискального накопителя, подключение ОФД, кассовый софт, интеграции и т.д. Поэтому правильнее всего изучит, что входит в тариф.
Например, в тариф «Цифровой кассы» Эвотора входит:
- поддержка 24/7;
- ОФД в подарок;
- установка касс;
- замена и хранение фискального накопителя;
- помощь с регистрацией;
- экспертные консультации по 54-ФЗ.
🛠️Саппорт. Он должен помогать оперативно, круглосуточно и без выходных. Если клиент не может оплатить свой товар утром 1 января или ночью в субботу, вряд ли он вернётся к вам снова, когда техподдержка облачной кассы верётся на работу и поможет решить проблему.
🦁Репутация. Лучше выбирать сервисы, которые не первый год на рынке и могут показать хорошие отзывы. Например, Эвотор производит кассы с 2016 года и имеет репутацию крупного и надёжного игрока на рынке ККТ. Примерно 1 млн торговых точек пользуется кассами Эвотора. Это говорит и о надёжности сервиса «Цифровой кассы» Эвотора.
🧑💻Условия подключения. Авторитетные поставщики услуги берут на себя подкючение ККТ, регистрацию в налоговой, заключение договора и подключение к ОФД. Например, в «Цифровой кассе» Эвотора вам помогут с регистрацией ККТ в ФНС, подарят услуги ОФД и онлайн помогут с установкой облачной кассы.
🧑🔧Условия обслуживания. Предупреждение об истечении срока фискального накопителя, его своевременная замена и оперативное устранение сбоев — признак хорошего сервиса. Например, в «Цифровой кассе» поставщик сам следит за накопителем и заранее предупреждает — пора оплатить новый. Как только приходит оплата, ребята сразу заменят накопитель.
⛓️Интеграции. Чтобы интегрировать облачную кассу в единую систему, важно наличие готовых интеграций с сервисами цифровой инфраструктуры торговли — CMS, CRM, эквайрингом или платёжным сервисом, товароучётной системой, сервисом управления финансами, мобильным приложением для приёма оплат, другими системами — по API.
🛋️Удобство интерфейса. Облачной кассой обычно управляют через Личный кабинет. От того, насколько он комфортен и функционален, зависит удобство при использовании сервиса. Например, внутри личного кабинета «Цифровой кассы» Эвотора есть функционал для формирования чеков, мониторинга транзакций, фискализация по реестру, отслеживания состояния ККТ.
Фискализируйте онлайн-платежи с помощью «Цифровой кассы» Эвотора. Понятный интерфейс. Мониторинг касс в одном окне. Отчёты о транзакциях вдоль, поперёк и изнутри наружу. |
Какую облачную кассу выбрать
Для интернет-магазина и облачного сервиса подойдёт только касса типа ФС — для приёма оплат в сети. У «Цифровой кассы» Эвотора есть такое решения. Также интернет-магазину важно, чтобы у облачной ККТ были интеграции с сервисом эквайринга, CMS и товароучётной системой — чтобы платежи учитывались во всех важных бизнесу системах.
Подойдут облачные кассы:
|
Для вендинговой торговли. Вендинговые аппараты принимают платежи с помощью автоматических модулей, для них нужны кассы типа ФА и будет достаточно интеграции с эквайрингом.
Подойдут облачные кассы:
|
Для такси в основном используют облачные кассы, которые принимают оплаты через интернет — так как расчёты происходят в основном через приложение. Это тип ККТ ФС. Интеграция с приложением обычно настраивается по API силами разработчиков, поэтому для этих сервисов подойдут облачные кассы и простой и понятной документацией API.
Подойдут облачные кассы:
|
Для курьеров и выездных услуг важно принимать платежи через специальное мобильное приложение для расчётов на выезде. Например, для Эвоторов это приложение «Мобильный кассир». У некоторых других облачных касс тоже есть подобные сервисы.
Подойдут облачные кассы:
|
Сколько стоит облачная касса
Стоимость использования облачной кассы складывается из нескольких составляющих:
Аренда кассы. В отличие от обычной, облачную кассу арендуют, а не покупают. Стоимость аренды обычно — стоимость тарифа. Например, у «Цифровой кассы» Эвотора — от 1750 ₽ до 3200 ₽ в месяц.
Фискальный накопитель. Предприниматели покупают накопитель отдельно, его стоимость не входит в аренду. Цена может отличаться у разных сервисов:
- на 15 месяцев — 8500 – 11 000 ₽,
- на 36 месяцев ― 13 000 – 15 000 ₽.
Оператор фискальных данных. Его услуги часто тоже оплачиваются отдельно — тут всё зависит от выбранного сервиса. Стоимость услуг обычно зависит от длительности тарифа и в среднем составляет около 450 ₽. Хотя некоторые сервисы предоставляют ОФД бесплатно — например, «Цифровая касса» Эвотора.
Дополнительные услуги. Операторы могут предлагать дополнительные услуги за отдельную плату ― настройку кассы, замену и хранение ФН, помощь в регистрации кассы. Хотя, например, у «Цифровой кассы» Эвотора эти услуги входят в тариф.
Преимущества облачной кассы
✅Главное преимущество — экономия. Когда вы подключаете облачную кассу, вы нее покупаете оборудование, а поэтому нет серьёзных вложений на старте. Плюс, одну кассу могут использовать сразу несколько сотрудников и даже несколько интернет-магазинов — при условии, что деньги принимает одно и то же предприятие или ИП.
Кроме того, сервис облачной кассы:
- обеспечивает техническое обслуживание кассы, защиту данных;
- позволяет отслеживать операции по кассе через личный кабинет;
- гарантирует отправку фискальных документов в ФНС России.
❌Но есть и главный недостаток — использовать кассу не могут офлайн-бизнесы. А те, кто могут — не получают кассу в собственность. Как только их тариф закончится, доступ к кассе закроют.
Как подключить облачную кассу
Обычно процесс отличается у разных провайдеров. Расскажем, как это происходит у «Цифровой кассы» Эвотора. Процесс состоит из 5 этапов, у других провайдеров мжет быть больше:
- Заполнение анкеты — предприниматель вносит данные о компании и расчётах.
- Оплата по счёту — предприниматель оплачивает тариф со счёта компании или ИП.
- Регистрация в ФНС — предприниматель подписывает заявление в ФНС на присвоение кассе регистрационного номера и получает его
- Отправка отчёта о регистрации ККТ в ФНС — предприниматель подписывает его электронной подписью.
- Привязка кассы к сайту или эквайрингу — предприниматель выбирает интеграцию из списка и настраивает её по инструкции.
На каждом этапе подключения вы будете получать инструкции и письма с подсказками. А когда все будет готово. можно пробить первый чек — чтобы точно подтвердить, что касса работает, чеки фискализируются, а данные отправляются в ОФД. Можно работать и радоваться.
Коротко: какую облачную кассу выбрать для ИП и малого бизнеса
- Облачная касса — это та же онлайн-касса, только без экрана и принтера. Она расположена в дата-центре поставщика сервиса, а не в точке продаж и управляется через личный кабинет.
- Облачная касса подходит только тем, кто принимает платежи в интернете или дистанционно: интернет-магазинам, курьерским службам, такси, вендинговым торговцам, облачным сервисам.
- При выборе облачной кассы важно учитывать индивидуальные запросы бизнеса — наличие интеграций с нужными вам сервисами товарного учета, CMS, эквайринга. Также стоит учитывать стоимость тарифа и что в него входит, стоимость фискального накопителя, условия работы техподдержки, стоимость ОФД и удобство интерфеса — насколько всё удобно и понятно.