01 августа 2025

Как пробивать чеки на предоплату, аванс и их возврат— по закону

По закону, продавец обязан пробивать кассовые чеки, даже когда получает от покупателя предоплату или аванс. Это требование действует как на зачет оплаты, так и на возврат. При этом, порядок пробития таких чеков отличается. Рассказываем, как пробивать чеки на предоплату и аванс, и как по ним делать возврат, если у вас в точке Эвотор. 

POS-система на основе Power — идеальное решение для торговой точки. Подберите оборудование под свои задачи по цене ниже аналогичных POS-систем на кассовом рынке. 

 

Что такое аванс, предоплата и чем они отличаются 

На первый взгляд может показаться, что «аванс» и «предоплата» — это одно и то же: клиент даёт деньги вперёд, а товар или услугу получает позже. Но с точки зрения закона и чеков — это два разных сценария, и важно понимать разницу, чтобы пробивать всё корректно.

🪙Аванс — это платёж вперёд, но с открытым назначением. Клиент ещё не определился, что именно купит, а вы — не можете точно указать, за что получаете деньги. Например, человек вносит 10 000 ₽, чтобы потом выбрать что-то из ассортимента на эту сумму. Или, например, человек, покупает подарочную карту: на что он её потратит в будущем неизвестно, чек нужно пробить уже сейчас. В таких случаях в чеке указывается тип расчёта «аванс», но без конкретных товаров или услуг.

💰Предоплата — это уже целевой платёж. Клиент заранее знает, что именно он покупает, и вы можете сразу прописать в чеке наименование товара или услуги. Предоплата может быть как частичной (например, 30 % от суммы заказа), так и полной (вся сумма сразу). В чеке обязательно указывается признак расчёта «предоплата» и перечень оплачиваемых позиций.

💁Разница — в назначении платежа. В случае с авансом, до конца неясно, за что именно происходит расчёт. При предоплате же всё уже известно: и товар, и сумма, и сроки. Предоплаты и авансы нужно оформлять в чеках особым образом. Когда отдаёте покупателю товар, нужно пробивать итоговый чек и в этом чеке указывать размер предоплаты. 

Особенности работы с предоплатой и авансом на кассе Эвотор

Чтобы корректно пробивать предоплату и авансы, важно учитывать особенности работы на кассе. Если у вас Эвотор, их может быть как минимум 3

  1. Если вы работаете с НДС и принимаете предоплату, будьте особенно внимательны к ставке налога в карточке товара. При предоплате нужно указывать расчётную ставку НДС — 5/105, 7/107, 10/110 или 20/120. Если оставить стандартную ставку (например, просто 20 %), система может неправильно рассчитать налог.

Чтобы избежать путаницы, заведите в товарной номенклатуре две карточки: одну с обычной ставкой НДС — для продажи «здесь и сейчас», вторую — с расчётной ставкой, специально для предоплаты.

Так выглядят ставки НДС в карточке товара на Эвоторе
  1. Если продаёте маркированные товары по предоплате, касса не попросит код маркировки сразу. Это нормально. Эвотор запросит его позже — когда вы будете выбивать итоговый чек на отгрузку. Именно тогда система отправит информацию о выбытии в «Честный Знак».
  2. В карточке товара, по которому вы принимаете предоплату или аванс, должна быть указана полная стоимость. Тогда при оформлении итогового чека нужная сумма автоматически подтянется — и вам не придётся ничего пересчитывать вручную.

Когда нужно указывать признак расчёта в чеке

Признак способа расчёта (тег 1214) — это обязательный реквизит в фискальном чеке. Он показывает, как именно клиент платит:

  • вся сумма сразу или частями;
  • до или после получения товара;
  • в кредит или с авансом.

Этот признак помогает налоговой понимать, на каком этапе сделки произошёл расчёт, и корректно учитывать НДС, маркировку и отгрузку.

По закону (приказ ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662), печатать признак расчёта на чеке нужно только если расчёт отличается от полного. То есть, если платёж — это аванс, предоплата, постоплата или кредит. Эвотор сам подставляет нужный признак расчёта — важно лишь правильно настроить карточку товара и выбрать подходящий способ оплаты при продаже. Если покупка оплачена полностью при получении — ничего дополнительно печатать не нужно, но касса всё равно передаёт этот признак оператору фискальных данных (ОФД).

Ситуации, когда тегу 1214 присваивается значение реквизита Что указывается в чеке
Клиент оплатил 100 % вперёд, до передачи товара ПРЕДОПЛАТА 100%
Клиент внёс часть суммы до передачи товара ПРЕДОПЛАТА
Деньги получены авансом, товар ещё не выбран АВАНС
Полная оплата в момент передачи товара (в том числе с учётом аванса) ПОЛНЫЙ РАСЧЁТ
Клиент заплатил часть суммы сейчас, остальное позже (в кредит) ЧАСТИЧНЫЙ РАСЧЁТ И КРЕДИТ
Товар передан без оплаты, клиент платит позже (в кредит) ПЕРЕДАЧА В КРЕДИТ
Оплата ранее переданного в кредит товара ОПЛАТА КРЕДИТА

 

Эвотор 6 — самая функциональная онлайн-касса в своем классе сразу с 3 устройствами: ККТ, сканер штрихкодов и марок и терминал для приёма карт и СБП.

 

Что нужно, чтобы пробивать авансы и предоплаты на кассе Эвотор

Чтобы Эвотор корректно пробивал авансы и предоплаты, касса должна отвечать определённым требованиям и содержать определённый софт. Вот минимальные требования: 

  • Приложение «Предоплата и аванс» — чтобы принимать полную предоплату.
  • Приложение «Комбооплата» — чтобы учесть предоплату в итоговом чеке.
  • Прошивка ОС для Эвотор 5 / 5i / 7.2 / 7.3 / 10 версии 4.9.10 или выше. Для Эвотор Power —  5.3.6 или выше. Для Эвотор 6 —  5.2.13 или выше. Проверить версию прошивки можно в Настройки → Обслуживание кассы → Версия ОС.
  • Evotor POS версии 8.16.0 или выше. Проверить версию Evotor POS можно в Ещё → Настройки → Приложения → Evotor POS.

Как пробить чек на полную предоплату

Разбираемся, как пробивать чеки предоплаты на Эвоторе. Представим, что клиент заказывает у нас конкретный товар, который получит позже и делает полную предоплату на кассе. Кассиру нужно пробить авансовый чек, а после передачи продукта — оформить итоговый. После получения предоплаты: 

Шаг 1.  Открываем окно продажи, нажимаем кнопку «+ Товар» и выбираем «Предоплата»

Шаг 2. Выбираем товар или услугу, за которую клиент вносит предоплату, выбираем вид предоплаты — полная, и вводим сумму. 

Шаг 3. Если позиций несколько, нажимаем кнопку + в нижней части экрана, чтобы добавить ещё одну. Затем нажимаем «Добавить», а потом «К оплате».

Шаг 4. Выбираем способ оплаты — наличными или банковской картой. Рассчитываем клиента и печатаем чек. На чеке будет указано, что клиент оплатил товар или услугу заранее.

Шаг 5. Оказываем клиенту услугу или передаём товар, за который была внесена предоплата — теперь нам нужно пробить итоговый чек. Открываем окно продажи на Эвоторе, нажимаем «+ Товар» и выбираем ту позицию, за которую брали предоплату. Если товаров несколько, снова нажимаем кнопку + в нижней части экрана, чтобы добавить ещё один.

Шаг 6. Нажимаем «К оплате». В нашем примере услуга, но если у вас будет маркированный товар, Эвотор запросит код маркировки. Сканируем его или вводим вручную и нажимаем «По предоплате». Обратите внимание: в самой товарной позиции не указано ничего про предоплату.

Шаг 7. Эвотор печатает итоговый чек. В нём указано: клиент оплачивал товар или услугу по предоплате. Выдаём этот чек покупателю или клиенту.

Закажите комплексную автоматизацию ритейла. Получите единое решение для повышения эффективности ключевых зон в магазине. Автоматизируйте кассовую зону, товарный учёт, склад, управление, доставку и даже коммуникацию с клиентами.

 

Как пробить частичную предоплату 

Та же точка. Тот же товар или услуга. Но вместо полной, клиент вносит частичную предоплату. В этом случае порядок действий кассира будет частично отличаться: сначала тоже нужно пробить авансовый чек, а потом итоговый, но с разбивкой сумм на 2 платежа. 

Шаг 1. Открываем окно продажи, нажимаем кнопку «+ Товар» и выбираем «Предоплата»

Шаг 2. Выбираем товар или услугу, за которую клиент вносит предоплату, выбираем вид предоплаты — частичная, и вводим сумму.

Шаг 3. Если позиций несколько, нажимаем кнопку + в нижней части экрана, чтобы добавить ещё одну. Затем нажимаем «Добавить», а потом «К оплате».  

Шаг 4. Выбираем способ оплаты — наличными или банковской картой. Рассчитываем клиента и печатаем чек. В чеке будет указано, что мы приняли предоплату.

Шаг 5. Получаем от клиента последний взнос, выдаем товар или оказываем услугу и пробиваем итоговый чек. Открываем окно продажи на Эвоторе, нажимаем «+ Товар» и выбираем ту позицию, за которую брали предоплату.

Шаг. 6  Если в карточке товара не была указана стоимость, в поле «Цена» вносим полную стоимость позиции, а не сумму второго взноса, и нажимаем «В чек». В нашем примере — услуга, но если вы продаёте маркированный товар, Эвотор запросит код маркировки. Сканируем его или вводим вручную. 

Если товаров несколько, нажимаем + в нижней части экрана, чтобы добавить ещё один, и нажимаем «К оплате».  

Шаг 7. Выбираем «Комбооплату». В качестве первого способа оплаты выбираем предоплату и нажимаем «По предоплате». Указываем сумму первого взноса — Эвотор добавит её в чек как аванс. Если было несколько авансовых чеков, указываем их общую сумму и нажимаем «Оплатить»

Шаг 8. На экране появится полная стоимость товара или услуги, сумма предоплаты и сумма, которую клиент должен доплатить. Выбираем, как клиент будет оплачивать — наличными или банковской картой. Рассчитываем клиента и печатаем итоговый чек.

Соберите собственную POS-система на основе Power — с тем составом и приложениями, которые нужны конкретно вашему магазину. Без лишних опций и дорогой периферии. 

 

Как пробить аванс

Теперь  разберёмся, как пробить чек на аванс. Представим, что мы продаём клиенту подарочную карту — с определённой стоимостью, но без конкретной цели — её можно потратить на что угодно в вашем магазине. Так как конкретного назначения нет, такую продажу нужно пробить как аванс с соответствующим чеком. 

Шаг 1. Открываем окно продажи, нажимаем кнопку «+ Товар» и выбираем «Аванс»

Шаг 2. Вводим сумму аванса и выбираем ставку НДС, нажимаем «Добавить». Представим, что клиент хочет купить несколько подарочных карт — тогда нажимаем «+» в нижней части экрана, чтобы добавить ещё один аванс. И нажимаем «К оплате».

Шаг 3. Выбираем способ оплаты — наличными или банковской картой и рассчитываем клиента. Осталось пробить чек на аванс на Эвоторе — как по предоплате. Когда клиент приходит забирать товар, который оплачен авансом, пробиваем итоговый чек по полной или частичной предоплате — в зависимости от того, какую часть покупки клиент оплачивает подарочной картой. 

Как пробить возврат по предоплате или авансу 

Теперь разберемся, как пробить чек на возврат денег, которые получены в качестве аванса или предоплаты. Допустим, клиент сначала внёс предоплату за услугу, а потом передумал — и попросил возврат. Если у нас Эвотор, то мы пробиваем такой возврат как обычный возврат: 

Шаг 1. В главном меню на кассе выбираем «Возврат». А затем находим нужный чек — вводим его номер или сканируем штрих-код товара, который клиент решил вернуть. Если в чеке несколько позиций, выбираем нужную. Если клиент купил несколько одинаковых вещей, но возвращает не все, указываем количество возвращаемых товаров. Чтобы вернуть все товары, нажимаем «Всё в чек».

Шаг 2. Нажимаем «К возврату» и выбираем способ возврата — безнал или наличные — доступен тот, которым принимали предоплату. 

Отсчитываем нужную сумму и возвращаем деньги. Если продажа была по карте, просим покупателя приложить карту к устройству с эквайрингом. Смарт-терминал распечатает чек — отдаём его покупателю.

Вот как пробивать чеки на возврат предоплаты. Тот же принцип и при авансе, только в чеке не будут указаны конкретные товары или услуги. 

Коротко: как пробивать чеки на предоплату и аванс

  1. Аванс — это платёж вперёд, но с открытым назначением. Клиент ещё не определился, что именно купит, а вы — не можете точно указать, за что получаете деньги. 
  2. Предоплата — тоже платёж наперёд, но уже за конкретный товар или услугу. Предоплата может быть полной или частичной — от этого зависит как пробивать чек. 
  3. Аванс и предоплату нельзя пробить как обычную продажу. В этих случаях пробивается два чека: авансовый и итоговый. В первом чеке должно быть указано — клиент заплатил аванс и предоплату, во втором — итоговый расчет, полная сумма и сумма аванса или предоплаты. 
  4. Иногда бывает, что клиент сделал предоплату или внёс аванс, а затем просит возврат. Такая операция пробивается как обычный возврат по чеку. 
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.
Товар был успешно добавлен в вашу корзину.
перейти в корзину