Как оформить возврат товара через онлайн-кассу
Покупатели часто возвращают товары. Это не проблема, если вы знаете, как правильно оформить возврат В теории всё просто: оформляешь кассовый возвратный чек и готово. Но на практике чек бывает утерян, смена закрыта, товар — с маркировкой, а оплата была по карте. Что делать в таких случаях? Разбираемся и поясняем, как оформить возврат на онлайн-кассе.
Эвотор 6 — самая функциональная онлайн-касса в своем классе сразу с 3 устройствами: ККТ, сканер штрихкодов и марок и терминал для приёма карт и СБП.
|
Когда нужно оформлять возврат на кассе
Возврат оформляется в любом случае, когда после оплаты товара или услуги вы возвращаете деньги обратно покупателю. Закон не делает различий — возврат по вине продавца, покупателя или обстоятельств — всегда должен быть зафиксирован кассовым чеком возврата с признаком «возврат прихода» (п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).
Вот основные причины:
🙅Товар не подошёл. Покупатель имеет право обменять качественный товар, если он не подошёл по размеру, фасону, форме, габаритам или цвет (ст. 502 ГК). Обмен возможен в течение 14 дней, не считая дня покупки, при условии, что товар не использовался и сохранены потребительские свойства. А если подходящего клиенту товара у продавца нет, покупатель может попросить возврат.
Тут есть исключения — вот список товаров, возврат которых невозможен, даже если они надлежащего качества. В их числе:
- предметы личной гигиены;
- духи;
- бельё;
- бытовая химия;
- автомобили;
- книги и календари;
- ювелирные изделия и т.д.
🩼Товар некачественный или с браком. Если товар оказался с заводским дефектом или перестал работать сразу после покупки, такой товар считается некачественным — покупатель вправе потребовать возврат денег (ст. 503 ГК).
❌Ошибка при продаже. Бывает, продавец случайно пробивает лишнюю позицию или вводит неправильную сумму. Если оплата уже прошла, единственный законный способ исправить ситуацию без чека коррекции — оформить возврат через кассу до закрытия смены.
💸Клиент просит вернуть предоплату или аванс. Если клиент внёс предоплату за товар или услугу, но затем передумал и отказался, вы обязаны вернуть деньги и оформить это официально. Даже если товар ещё не передан или услуга не оказана, возврат предоплаты считается расчётом — и требует фискализации.
🫸Отказ от оплаченной услуги, оказанной некачественно. Если услуга оказана с нарушением сроков, объёма или качества, клиент имеет право отказаться от неё и потребовать деньги обратно. Это также оформляется через кассу с выдачей чека возврата (ст. 29 закона № 2300-1).
Как по закону оформить возврат
В общем виде возврат покупателю через онлайн-кассу включает несколько простых шагов.
1. Попросите покупателя заполнить заявление на возврат. В нём должны быть указаны его паспортные данные, наименование возвращаемого товара, причина возврата и номер кассового чека. Примите заявление, поставьте дату и распишитесь на втором экземляре.

- Оформите чек возврата с признаком расчёта «возврат прихода» через онлайн-кассу.(п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ). Если товар подлежит обязательной маркировке, отсканируйте марку. Если код не сохранился — ничего страшного, в таких случаях его можно не сканировать и не добавлять в чек.
- Верните покупателю деньги:
- Если оплата была картой, средства нужно вернуть на ту же карту. Если она больше неактивна — можно перечислить на любую другую — наличными такие суммы не выдаются. На возврат денег есть 10 дней.
- Если оплата была наличными, деньги можно выдать из кассы или перевести на карту, если так удобнее. На возврат наличными даётся 3 дня.
4. Оформите накладную на возврат товара. Это нужно в случае ведения бухгалтерского учёта. Унифицированной формы такой накладной нет — вы можете использовать собственный шаблон. Обычно в случае возврата заполняют форму ТОРГ-12, но можно использовать и другой бланк, например, ТОРГ-2.

POS-система на основе Power — идеальное решение для торговой точки. Подберите оборудование под свои задачи по цене ниже аналогичных POS-систем на кассовом рынке. |
Какие бывают возвраты и как их оформлять
Возвраты бывают разными — по времени, сумме, способу оплаты и характеру покупки. От этого зависит, как оформить возврат через онлайн-кассу: когда, на каком основании и в каком порядке. Ниже — таблица с самыми распространёнными случаями и короткими пояснениями.
Тип возврата | Как оформить |
Полный — день в день | Через кассу — чек возврата, сумма = сумме покупки. Указывается признак «возврат прихода». В этом случае чек возврата должен дублировать оригинал по сумме и содержанию. |
Частичный — в день покупки | Через кассу — чек возврата с указанием возвращаемой суммы. Например, если покупатель вернул только один из двух товаров в чеке. Указывается только та позиция, по которой оформляется возврат, сумма рассчитывается пропорционально общему чеку. |
Частичная замена | Сформируйте чек с признаком расчета «возврат прихода» на товар, который нужно обменять. В способе оплаты выберите «встречное предоставление». После этого сформируйте чек с признаком расчета «приход», укажите в нем название заменяемого товара и в способе оплаты укажите также «встречное предоставление». |
На следующий день | Через кассу — чек возврата с новой датой, с обязательной ссылкой на оригинальный чек. Необходимо найти его в архиве кассы и сослаться на номер. Такой возврат возможен даже спустя несколько дней, если не истёк срок возврата по закону. |
Без чека | Если клиент потерял чек, но знает дату, сумму или товар — чек возврата можно оформить по найденному документу в архиве. Важно, чтобы покупатель назвал точные реквизиты: дату, сумму способ оплаты. |
После закрытия смены | Если смена уже закрыта, возврат проводится в следующем рабочем дне. Это технически несложно, но требует дисциплины. Касса всё так же пробивает чек возврата, только с новой датой. |
По карте | Оформляем чек возврата на кассе, терминал отправляет запрос на возврат по эквайрингу. Деньги возвращаются на ту же карту, как правило, в течение 1–5 рабочих дней. Можно оформить и на другую карту, главное — не выдавать наличными. |
С доставкой | Если покупатель заказал товар с доставкой, оплата за неё должна идти отдельной позицией в чеке. При возврате расходы на доставку не компенсируются, в чеке на возврат прихода укажите только возвращаемый товар и его стоимость. |
За маркированный товар | Возврат обычно оформляют с указанием кодов маркировки. Например, при возврате обуви или косметики сканируют код DataMatrix и добавляют в чек. Оттуда код автоматически уходит в Честный знак и снова становится на баланс магазина.
Другая история, если клиент возвращает товар без кода. Возврат оформляется без добавления кода, так тоже можно (постановление правительства № 174 от 21.02.2019). Но тогда, чтобы снова реализовать товар, магазину надо заказать новый код — перемаркировать его. Сделать это можно в Честном Знаке. |
Как оформить возврат на кассе Эвотор
Представим, что у вас в тчке стоит терминал Эвотор. Когда вы получили от клиента заявление, возвраты по онлайн-кассам можно оформить двумя способами: по чеку и без чека. Отсутствие чека — не повод отказывать клиенту в возврате. Найти его можно прямо на кассе, а клиент может доказать факт покупки иными способами, например, транзакцией банкинге.
Возврат по чеку
- В главном меню смарт-терминала выберите «Возврат».
- Найдите нужный чек. Для этого введите его номер или выберите из списка.
3. Укажите возвращаемый товар: отсканируйте его штрихкод или выберите из списка товаров в чеке.
4. Укажите количество возвращаемого товара. Для этого нажмите на его название, затем — кнопку «В чек».
5. Нажмите кнопку «К возврату» и проверьте корректность всех данных
6. Если клиент оплачивал покупку наличными, выберите «Наличные». Отсчитайте нужную сумму и верните деньги.
Если клиент платил банковской картой, выберите «Банковская карта». Используйте подключённый к вашему Эвотору пинпад для возврата денег клиенту на карту. Эвотор распечатает чек — отдайте его покупателю. Деньги вернутся на его счет в течение 5 дней.
Эвотор 7.3 — идеальная касса для тех, кому важна возможность без розетки работать на кассе — ювелирным магазинам, салонам красоты, спортклубам и бутикам.
|
Возврат без чека
Пригодится в двух случаях: если клиент не сохранил чек или если клиент платил картой, а просит вернуть деньги наличными и наоборот.
- В главном меню Эвотора выберите «Возврат».
- Нажмите кнопку «Без чека» в правом верхнем углу экрана.
- Укажите товары, которые возвращает клиент: отсканируйте штрихкод или выберите из базы товаров, нажав кнопку «+ Товар».
4. Нажмите кнопку «К возврату» и выберите способ возврата: наличными или на карту. Если возвращаете наличные, укажите сумму, отсчитайте деньги и отдайте клиенту.
5. Если хотите перечислить деньги на банковскую карту клиента, выберите «Банковская карта» и введите код транзакции — RRN. Его можно найти на слип-чеке за покупку. Используйте подключённый к вашему Эвотору пинпад для возврата денег клиенту на карту.
6. Эвотор распечатает чек — отдайте его покупателю. Деньги вернутся на его счет в течение 5 дней.

Часто задаваемые вопросы
Можно ли оформить возврат, если смена закрыта? Да. Просто пробейте чек возврата на следующий день.
Что делать, если касса не подключена к интернету? Касса сохранит чек возврата в памяти и на фискальном накопителе, и отправит его в ОФД, как только появится связь.
Как отменить ошибочный чек? Если оплата прошла, чек уже отправлен в ОФД — нужно делать возврат или чек коррекции. Что-либо отменить можно только до пробития чека.
Что лучше: возврат или чек коррекции? Для возврата денег — только чек возврата. Коррекция нужна для исправления допущенных в чеке ошибок.
При возврате товара надо оформлять два чека — чек на возврат и чек на приход. А как это сделать? Нет, при возврате товара надо оформлять только один чек — с признаком «возврат прихода».
Что делать, если в кассе нет наличных на возврат? Если подходить к ситуации формально, то у магазина есть 10 дней для выполнения предъявленных требований о возврате средств. Клиент может написать заявление о возврате и прийти за деньгами в другое время. Всё будет законно.
Закажите комплексную автоматизацию ритейла. Получите единое решение для повышения эффективности ключевых зон в магазине. Автоматизируйте кассовую зону, товарный учёт, склад, управление, доставку и даже коммуникацию с клиентами. |
Что в итоге
Возврат средств по онлайн-кассе — это не страшно и несложно, если знать правила. Главное — оформить всё через ККТ, выдать чек с признаком «возврат прихода» и вернуть деньги тем способом, которым была произведена оплата. Даже если смена уже закрыта, чек утерян, или товар с маркировкой — всё можно сделать законно и корректно.
Чтобы не запутаться:
- оформляйте письменное заявление от клиента;
- пробивайте возвратный чек на онлайн-кассе;
- возвращайте деньги правильно: на карту или наличными, в зависимости от способа оплаты.
А если у вас касса Эвотор — нужные функции уже есть в меню, и даже возврат без чека оформляется в пару кликов.