• Москва
Выберите ваш город
24 октября 2022

За последние полгода малый бизнес в России усилился в сферах торговли и общепита

ИТ-компания “Эвотор” и компания “Деловая среда” проанализировали активность малого бизнеса в России в апреле-сентябре 2022 года. За 2-3 кварталы этого года предприниматели чаще всего регистрировали бизнес в сферах оптовой торговли и предоставления продуктов питания и напитков. Розничный бизнес вошел в тройку лидеров, а самыми популярными сегментами здесь стали магазины одежды и продовольственные магазинчики “у дома”. 

Согласно данным Деловой среды, в апреле-сентябре 2022 года наибольшая динамика регистраций нового бизнеса оказалась в сферах оптовой торговли и предоставления продуктов питания и напитков – прирост новых ИП и ООО в этих нишах составил по 9% год к году. С небольшим отрывом следует розничная торговля – этот вид бизнеса выбрали на 8% предпринимателей больше, чем годом ранее. Оказывать прочие персональные услуги (стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты) стали на 4% предпринимателей больше. Положительная динамика по приросту новых бизнесов сохранилась и в сферах строительства зданий – 3%, операций с недвижимостью и специализированных строительных работ – по 1%.

По данным Эвотора, в апреле-сентябре 2022 года в розничном сегменте малого бизнеса предприниматели больше всего открывали новые магазины одежды ― 12% от всех новых торговых точек в рознице. На втором месте ― 8% ― продуктовые магазины в формате “у дома”. Специализированные продуктовые лавки заняли третье место ― на них приходится 6% новых открываемых торговых точек. В топ-10 также попали киоски с уличной едой “на вынос”, магазины разливного пива и табачные ларьки ― доля каждого из них составила 5% от всех открытий точек. Также среди популярных сегментов: кофейни ― 4%, цветочные магазины и гостиницы ― 3% у каждого.

Три из десяти наиболее популярных видов бизнеса, регистрируемых через сервис Деловой среды, показали снижение темпов прироста. Так, во 2 и 3 кварталах 2022 года количество открытых ИП и ООО в сфере перевозки пассажиров и грузов снизилось почти на треть – на 31% относительно аналогичных показателей 2021 года. Регистрировать юридическое лицо для оказания услуг в области права и бухгалтерского учета стали на 10% реже, а для торговли автотранспортными средствами и их ремонта – на 1% реже.

В апреле-сентябре 2022 года чаще всего новые ИП и ООО открывались в Москве (12%), Московской области (7%), Краснодарском крае (5%), Санкт-Петербурге (4%) и в Ростовской области (3%). При этом в сравнении с прошлым годом Краснодарский край стал лидером по приросту новых бизнесов – количество регистраций здесь выросло на 39% год к году, что позволило региону переместиться в тройку лидеров.

Для подсчета данных “Деловая среда” проанализировала свыше 130 тыс. индивидуальных предпринимателей и организаций, открытых в период с апреля по сентябрь в 2021-2022 гг. через собственный сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета (РБиДОС). Аналитики IT-компания «Эвотор» распределили новые используемые смарт-терминалы «Эвотор», активированные за апрель-сентябрь 2022 года, по 125 различным отраслям малого бизнеса, согласно внутренней сегментации на основе собственной модели машинного обучения.

Наталья Сергиенко, директор по маркетингу Эвотора: 

“По сравнению с прошлым годом, выросла популярность заведений общепита “на вынос” ―  киосков стрит-фуда, кофеен, а также продуктовых лавок, магазинов разливного пива и табачных киосков ― сегментов с невысокой стоимостью входа.

С ростом городов, обустройством новых жилых районов, парков такие точки наряду с магазинами “у дома” закрывают потребности жителей. Также предприниматели стали чаще открывать мини-отели в связи с активным развитием внутреннего туризма. При этом снизился интерес к бьюти-индустрии: салонам красоты, спа-салонам, парикмахерским. Сегмент фэшн-розницы, который считается наиболее простым для входа, хоть и остается лидером по открытиям, но теряет свою привлекательность для малого бизнеса”.

Анна Федорова, директор партнерской программы АО «Деловая среда»:

“Торговля и перевозка пассажиров и грузов – традиционно лидирующие виды бизнеса по количеству новых регистраций по данным нашего сервиса. Однако за последние полгода новых бизнесов в сфере перевозок появилось почти на треть меньше, чем годом ранее. Вероятно, снижение привлекательности этой ниши связано с повышением порога входа: цены на автотранспорт и сервисное обслуживание выросли. Поэтому фокус предпринимателей смещается в сторону торговли с приемлемым периодом окупаемости. Отмечу тенденцию роста числа молодых предпринимателей. Год к году их доля в общем сплите регистраций бизнеса выросла на 3 п.п., достигнув значения в 48%. То есть почти каждый второй бизнес в России открывают молодые люди в возрасте до 35 лет”.

Доля сегмента в общей сумме открытий новых точек по данным Эвотора

Сегмент 2-3 кварталы 2021 2-3 кварталы 2022
Магазин одежды 14% 12%
Магазин “у дома” 8% 8%
Специализированный продуктовый магазин  4% 6%
Киоски с готовой едой на вынос 4% 5%
Табачный киоск 3% 5%
Пивной магазин 3% 5%
Кофейня 3% 4%
Магазин цветов 3% 3%
Гостиница 2% 3%
Салон красоты 4% 2%

 

Динамика регистраций нового бизнеса по данным Деловой среды

ОКВЭД 2-3 кварталы 2021 vs 2-3 кварталы 2022
Оптовая торговля +9%
Предоставление продуктов питания и напитков +9%
Розничная торговля +8%
Прочие персональные услуги +4%
Строительство зданий +3%
Операции с недвижимостью +1%
Специализированные строительные работы +1%
Торговля автотранспортными средствами и их ремонт -1%
Деятельность в области права и бухгалтерского учета -10%
Перевозка пассажиров и грузов  -31%

###

Эвотор — ИТ-компания, экосистема технологий для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса. С 2016 года — лидер технологической трансформации в малом и микробизнесе. Крупнейший российский производитель умных онлайн-касс — в стране активировано более 900 000 смарт-терминалов «Эвотор». Каждый четвертый предприниматель в России работает на «Эвоторе». В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 850 сервисов для управления бизнесом. https://evotor.ru

Деловая среда — компания экосистемы Сбера, основанная в 2012 году. Миссия компании — развитие предпринимательства. Уже 10 лет Деловая среда помогает российским предпринимателям найти идею, запустить свой бизнес и достичь в нем успеха с помощью знаний и сервисов. За это время онлайн-обучение прошли более 744 тыс. предпринимателей, и еще 170 тыс. человек посетили обучающие мероприятий во всех регионах России. Через сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета от Деловой среды было открыто более 350 тыс. бизнесов по всей стране. https://rbo.dasreda.ru/

 

Другие исследования
21 ноября 2022
В какие дни россияне чаще всего делают покупки, посещают салоны красоты и фитнесцентры?
Вычислили с помощью аналитического сервиса «Эвобот» самые "горячие" дни недели для розничного малого бизнеса 
13 ноября 2022
Индекс Эвотора: в октябре гречка подешевела, а молоко подорожало
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в октябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,3% к сентябрю, но все еще остаются на 23,8% выше, чем в октябре прошлого года. 
21 октября 2022
Индекс Эвотора: в сентябре подешевели сыр и гречка
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в сентябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,3%, по сравнению с августом. 
21 ноября 2022
В какие дни россияне чаще всего делают покупки, посещают салоны красоты и фитнесцентры?
Вычислили с помощью аналитического сервиса «Эвобот» самые "горячие" дни недели для розничного малого бизнеса 
13 ноября 2022
Индекс Эвотора: в октябре гречка подешевела, а молоко подорожало
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в октябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,3% к сентябрю, но все еще остаются на 23,8% выше, чем в октябре прошлого года. 
21 октября 2022
Индекс Эвотора: в сентябре подешевели сыр и гречка
По данным индекса ИТ-компании «Эвотор», в сентябре цены на продукты в несетевых розничных магазинах снизились на 0,3%, по сравнению с августом. 
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.