21 сентября 2020

Онлайн- и офлайн-продажи: аналитика ЮKassa и Эвотора

ИТ-компания «Эвотор» и платежный сервис ЮKassa (прежнее название — Яндекс.Касса) сравнили покупательское поведение в реальной жизни и в онлайне за последние семь месяцев (с февраля по август 2020 года). Офлайн-покупки анализировали по данным смарт-терминалов «Эвотор», а онлайн-покупки — на основе платежей, которые проходили через ЮKassa (обе компании входят в экосистему Сбербанка).

Оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает расти, как и в прошлом году. В этом году онлайн-покупки особенно сильно выросли в большинстве отраслей в апреле и мае — во время самоизоляции все ушли покупать в интернет. Но с открытием непродовольственной розницы люди понемногу начали возвращаться к покупкам в обычных магазинах.

Мода ушла в онлайн

Сложнее всего период самоизоляции переживали офлайн-магазины одежды и обуви, турагентства и ювелирные. Так, оборот магазинов одежды и обуви сократился в апреле по сравнению с мартом на 85%, а число покупок — на 80%, но уже в июле и августе оборот и число покупок превысили уровень февраля. Благодаря росту спроса перед началом учебного года и осеннего сезона выручка магазинов одежды и обуви в августе по сравнению с июлем выросла на 34%, а число покупок на 14%. Оборот онлайн-продаж в первый же месяц самоизоляции (апрель) вырос на 51%, что в 2 раза больше уровня февраля. Снятие режима самоизоляции вызвало небольшой спад (до 8% в июне), но в целом уровень оборота в августе аналогичен апрельскому.

Средний чек в детских магазинах и магазинах игрушек вырос в апреле по сравнению с февралем на 26%, а в июне — на 28%. На самоизоляции родителям приходилось больше времени и денег тратить, чтобы занять детей дома. А при покупке онлайн средний чек в детских магазинах и магазинах игрушек в первый месяц самоизоляции в апреле вырос всего на 16% и практически не менялся до сентября. Привычка покупать на сайтах и в приложениях товары этой категории, видимо, сформировалась до пандемии и даже сезонность спроса не повлияла на стоимость заказов — в среднем за последние пять месяцев родители тратили 4 433 рубля за заказ.

Толчок для внутреннего туризма

По данным онлайн-касс, турагентства недополучили в апреле 73% мартовского оборота и 58% покупок. В августе число покупок приблизилось к докарантинному, но примерно трети докризисного оборота турагентства не досчитались. В онлайне оборот и количество платежей у турагентств и гостиниц сильно упали еще в марте, но в мае уже начали восстанавливаться после отмены самоизоляции. В апреле снижение оборота у турагентств составило рекордные 95%, но в июле оборот восстановился на 80% по сравнению с февральскими значениями. При этом в июле было совершено в 2 раза больше платежей, чем в феврале.

Гостиницы с мая демонстрируют восстановительный рост — оборот онлайн-продаж вышел на «доковидный» уровень в июле и добавил еще 30% в августе. Тезис о самостоятельном планировании отдыха в России иллюстрирует и рост количества онлайн-платежей в июле — плюс 85% по сравнению с июнем. Офлайн-продажи услуг гостиниц приблизились к февральским показателям в июле (93% от февраля), а в августе превысили их на 11%.

В офлайне у турагентств средний чек упал больше, чем в 2 раза в апреле и мае. Вероятно, это связано с тем, что люди вносили предоплату за путешествия после отмены режима самоизоляции и бронировали путешествия по России. В июне средний чек в турагентствах уже превысил мартовские показатели и составил 22 727 рублей.

В онлайн-сегменте падение среднего чека в турагентстве в апреле было намного значительнее — минус 85%, но уже с мая началось аккуратное восстановление. Внимание путешественников переключилось на внутренний туризм и самостоятельное планирование отдыха. По итогам августа средний чек при оплате онлайн-услуг турагентств составлял 9 592 рубля, что на 47% ниже «доковидного» февральского уровня.

Колечко, колечко, кольцо

Выручка ювелирных магазинов упала в апреле к марту на 75%, а число покупок — на 61%. Однако продажи ювелирных украшений относительно быстро восстановились — самоизоляцию отменили, начался сезон свадеб. Уже в июле выручка и число покупок в ювелирных магазинах превысили «доковидные» показатели — на 8% в июле и 18% в августе.

Продажа ювелирных украшений онлайн показала максимальный рост оборота в мае — на 47% по сравнению с апрелем, количество платежей выросло на 66% за тот же период. С открытием традиционных магазинов оборот онлайн снизился, хотя все равно превышает «доковидные» показатели.

Стройка века

Удачнее других сегментов пандемию переживает категория стройматериалов. Выручка и число покупок в этом сегменте просели только в апреле — на 13% по сравнению с февралем, а остальные месяцы существенно превышали «доковидные» значения. Пик спроса на стройматериалы пришелся на июль, когда выручка строительных магазинов выросла практически в 2 раза. Оборот онлайн-продаж стройматериалов вырос на рекордные 89% в апреле, что в 3 раза превышало показатели февраля. Конечно, появившаяся возможность во время самоизоляции сделать ремонт повлияла на динамику, но в августе оборот превышал февральские показатели в 2,5 раза. Количество платежей в апреле также было в 3 раза выше, чем в феврале, а в августе — в 1,7 раз выше.

В июле после отмены самоизоляции и в разгар дачного сезона средний чек на строительные материалы в офлайн-магазинах вырос на 21% по сравнению с февралем и достиг 1 708 рублей. Для сравнения — в апреле средний чек за покупку строительных материалов онлайн снизился на 17% по сравнению с мартом и отыграл падение в июне до 9 809 рублей.

Вместо Олимпийских Игр

Также били рекорды последние месяцы и продажи спортивных магазинов. После закрытия фитнес-клубов и спортплощадок в конце марта из-за режима ограничений начала расти популярность домашних тренировок. Офлайновые магазины товаров для спорта и активного отдыха в апреле потеряли около половины февральских продаж, но уже в мае превысили «доковидные» показатели выручки на 17%, а в июле — на 83%. Выручка от онлайн-продаж спортивных товаров росла на 35-40% с апреля по июнь, в пике превысив показатели февраля в 2,5 раза. Количество платежей росло скромнее — 25-29% с апреля по май, но уже летом началось снижение.

Средний чек товаров для спорта и активных видов отдыха в офлайне достиг пика в апреле и составил 1 887 рублей, на 23% превысив февральские показатели. Самый низкий чек в этой категории был в июле — 1 299 рублей, что на 15% меньше, чем в феврале. При покупке онлайн средний чек любителей спорта рос на 8% с апреля по июнь — до максимального значения в 8 874 рубля в первый месяц лета, затем стал снижаться аналогичными темпами.

Технологический бум

Максимальный рост оборота при онлайн-продажах был зафиксирован в сегменте электроники и бытовой техники — плюс 116% по сравнению с мартом, что в 4 раза выше уровня февраля. Количество платежей выросло на 186%, при этом средний чек, наоборот, упал на 25%. К концу лета онлайн-оборот стабилизировался, но продолжает превышать «доковидные» значения в 2 раза.

В офлайне продажи электроники и бытовой техники тоже с начала лета превышали февральские показатели, но категория выросла не так значительно, как в онлайне. В июне оборот магазинов электроники и бытовой техники был на 12% выше февральского, в июле — на 27%, в августе — на 30%. Средний чек в категории существенно не менялся и составил в августе 2 832 рубля.

В мае и в августе также отмечался резкий скачок роста оборота онлайн-платежей в поликлиниках — 38% и 81% соответственно по сравнению с предыдущими месяцами. Возможно, дело в тестах на COVID и в отложенном спросе из-за закрытия медучреждений и летнего отдыха.

Кстати, в большинстве онлайн-категорий средний чек во время самоизоляции после небольшого снижения в апреле начинал расти — от цветов и товаров для хобби до секс-шопов и бытовой техники. При офлайн-покупках средний чек в этих категориях за последние семь месяцев менялся незначительно.

Россияне продолжают активно оплачивать онлайн товары и услуги — даже после отмены режима самоизоляции. На фоне пандемии количество людей, которые стали покупать через интернет еду и товары, заметно выросло. Если раньше многие пользователи предпочитали своими глазами увидеть товар на витрине и только потом заказать его на сайте, то теперь для еще большего числа людей покупка происходит полностью в онлайне — от выбора и принятия решения до оформления заказа и оплаты.

ЮKassa — сервис №1 для приема платежей в интернете (по числу сайтов, данные MARC за 2019 год). Сервис помогает компаниям принимать онлайн-оплату и предлагает другие полезные для предпринимателей решения. ЮKassa поддерживает около 20 способов приема платежей через интернет. Среди них — карты российских и международных платежных систем, электронные кошельки, Apple Pay и Google Pay, интернет-банкинги и многое другое. ЮKassa позволяет продавать товары и услуги в кредит или рассрочку с мгновенным оформлением по интернету, а также проводить онлайн-расчеты между юридическими лицами — через сервис «B2B-платежи». Помимо платежных опций, у ЮKassa есть Бизнес-маркет с разными услугами для предпринимателей, антифрод-система для защиты от интернет-мошенничества, сервис управления контекстной рекламой для продвижения товаров и услуг в сети. Сегодня к ЮKassa подключено больше 120 тыс. сайтов.

Эвотор — ИТ-компания, лидер технологических изменений в малом и среднем бизнесе. В экосистеме Эвотора более 650 000 смарт-терминалов по всей России. Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 500 сервисов для управления бизнесом. Процессинговая платформа «Эвотор.PAY» позволяет подключать эквайринг без визита в банк владельцам 156 моделей онлайн-касс. B2b-маркетплейс «на_полке» помогает торговым точкам делать онлайн-заказы напрямую у производителей и крупных поставщиков и автоматизировать закупки.

Другие исследования
04 декабря 2024
Эвотор Аналитика: Россияне распробовали кофе в пакетиках
ИТ-компания «Эвотор» оценила продажи кофе в несетевой рознице в январе-октябре 2024 года. Продажи порционного кофе превысили прошлогодние на 10%, подорожал он меньше, чем другие виды, и в магазинах появилось больше брендов кофе в пакетиках. Молотый и растворимый же, наоборот, заметно подорожали, сократили ассортимент и долю на рынке.   
25 ноября 2024
Сам себе маркетолог: владельцы малого бизнеса часто берут на себя ещё и маркетинговую функцию
СберМаркетинг и Эвотор проанализировали, как малые предприниматели по всей стране продвигают свой бизнес: какие инструменты используют, каким бюджетом располагают и в каком формате хотят учиться маркетингу
14 ноября 2024
Эвотор.Аналитика: За год шоколадные плитки подорожали на 31% и «похудели» на 4% 
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала продажи плиточного шоколада в несетевой рознице за 10 месяцев 2024 года. 
04 декабря 2024
Эвотор Аналитика: Россияне распробовали кофе в пакетиках
ИТ-компания «Эвотор» оценила продажи кофе в несетевой рознице в январе-октябре 2024 года. Продажи порционного кофе превысили прошлогодние на 10%, подорожал он меньше, чем другие виды, и в магазинах появилось больше брендов кофе в пакетиках. Молотый и растворимый же, наоборот, заметно подорожали, сократили ассортимент и долю на рынке.   
25 ноября 2024
Сам себе маркетолог: владельцы малого бизнеса часто берут на себя ещё и маркетинговую функцию
СберМаркетинг и Эвотор проанализировали, как малые предприниматели по всей стране продвигают свой бизнес: какие инструменты используют, каким бюджетом располагают и в каком формате хотят учиться маркетингу
14 ноября 2024
Эвотор.Аналитика: За год шоколадные плитки подорожали на 31% и «похудели» на 4% 
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала продажи плиточного шоколада в несетевой рознице за 10 месяцев 2024 года. 
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.
Товар был успешно добавлен в вашу корзину.
перейти в корзину