Выберите ваш город
10 сентября 2019

Nielsen и Эвотор составили портрет посетителя московской кофейни

Nielsen и Эвотор выяснили, сколько зарабатывают московские кофейни, что покупают и сколько тратят их посетители. Средняя месячная выручка составляет 291 тысячу рублей, капучино занимает почти половину всех продаж кофе, две трети посетителей берут еду и напитки навынос, а средний чек в кофейне — 200 рублей.

Популярность формата кофеен в Москве растёт на фоне общего снижения продаж кофе в розничных магазинах. По данным Nielsen, 9 из 10 потребителей в Москве посещают точки питания вне дома хотя бы раз в год, из них 55% — не реже раза в месяц. Рынок кофе навынос, по прогнозу аналитиков*, может вырасти в течение следующих 10 лет в 4 раза. В то же время продажи кофе в розничных магазинах в Москве в 2018 году сократились в денежном выражении на 3,9%.

Глобальная компания-измеритель Nielsen и ИТ-компания «Эвотор» проанализировали, сколько зарабатывают московские кофейни, что покупают и сколько тратят их посетители. Анализ объединил данные ритейл-аудита и потребительских исследований Nielsen и данные смарт-терминалов «Эвотор», установленных в 269 кофейнях в Москве и Московской области, где расположены порядка 40% всех кофеен в России. В выборку попали только предприятия малого бизнеса — несетевые кофейни и сетевые точки, работающие по франшизе.

Средняя выручка московской кофейни составляет 291 тысячу рублей в месяц, за этот период заведение посещает 1500 человек. «Кофейный бизнес — привлекательное направление для старта своего дела, так как имеет относительно невысокий порог входа и потенциал, подтверждённый аналитикой. Но конкуренция в нише уже очень высока. И хотя выручка московской кофейни в среднем составляет 291 тысячу рублей в месяц, месячные продажи половины заведений не превышают 189 тысяч рублей. Предпринимателям не хватает знания о рынке и своих потребителях. Между тем даже анализ собственных продаж может дать полезные инсайты для управления ассортиментом и качеством сервиса», — говорит руководитель направления Big Data Эвотора Николай Орлов.

Ядро аудитории кофеен в столице — молодые люди в возрасте 18-35 лет, которые предпочитают покупать капучино по утрам в рабочие дни и тратят в кофейне около 200 рублей. 80% продаж кофеен приходится на горячие напитки, причем 9 из 10 горячих напитков — это кофе. На еду приходится лишь около 15% продаж, холодные напитки составляют менее 5% продаж. Самый популярный напиток в кофейнях — капучино. На него приходится более 45% всех продаж кофе. Доля продаж кофе с молоком составляет около 75%, в то время как доля черного кофе – лишь 15%.

«Возможность быстро и просто перекусить на ходу — один из основных драйверов посещения кафе и кофеен формата “кофе с собой”. Рост уровня урбанизации, особенно заметный в мегаполисах, сказывается на привычках потребителя, который всё чаще обращает внимание на удобство расположения торговой точки и скорость предоставляемых услуг. И кофейни — яркий пример того, как сочетание этих двух факторов приводит к развитию бизнеса. А такое преимущество, как низкая стоимость перекуса, дополнительно подталкивает продажи вверх: средний чек в московской кофейне составляет порядка 200 рублей, в то время как средний чек в других заведениях формата “перекус на ходу” — 625 рублей», — отмечает Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия.

Чаще всего при посещении кофейни потребители покупают напитки навынос — на чеки с одной позицией приходится практически две трети всех продаж исследуемых заведений (66%). Среди чеков с одной позицией на еду приходится менее 10% продаж. Только 14% посетителей заходят в кофейню, чтобы перекусить — то есть одновременно покупают еду и напитки.

«На бегу» чаще покупают сладкую еду, чем сытную (56% от всех продаж еды в кофейнях). Самые популярные товары в кофейнях — шоколад и круассан в сладкой еде, сэндвичи и ролл — в сытной.

Типичный посетитель кофейни забегает за любимым напитком с 6 до 12 утра: на это время приходится половина продаж кофе. Еще 40% — на дневное время, вечером продаётся лишь 7% кофе, что может быть связано с закрытием большинства кофеен в ночное время.

Москвичи пьют больше кофе по будням: продажи кофе растут к концу рабочей недели. Самый «кофейный» день недели — четверг (17,5% недельных продаж). Суммарная доля продаж кофе в выходные меньше, чем в любой из дней недели (15,2%). Самые низкие продажи кофе — в воскресенье (6,6%). Отчасти это объясняется и тем, что часть кофеен расположена в бизнес-центрах и в выходные не работает. С другой стороны, кофе обычно пьют в рабочие будни, чтобы взбодриться, а в выходные люди предпочитают другие напитки.

Методология
Анализ кофейного рынка подготовлен Nielsen и объединяет анализ данных, предоставленных ИТ-компанией «Эвотор», данных ритейл-аудита и исследований потребителя Nielsen. Данные со смарт-терминалов «Эвотор» содержат информацию о транзакционных продажах за период с 1 октября по 31 декабря 2018 года в 269 торговых точках, расположенных в Москве и Московской области. Данные ритейл-аудита Nielsen отражают динамику продаж различных типов кофе в Москве за 2018 год. Исследование Nielsen «Потребитель развлечений и еды вне дома» было проведено в ноябре 2018 года методом онлайн-опроса среди 1 200 потребителей, которые посещают развлечения и едят вне дома. Выборка отражает половозрастную структуру онлайн-населения в России.

*Источник: «Исследование рынка кофеен в городах-миллионниках», Business Planner, 2018 год, агентство Knight Frank.

###
Эвотор (входит в экосистему Сбербанка) – лидер технологических изменений в сегменте малого и среднего бизнеса. В экосистеме Эвотора более 500 000 смарт-терминалов, установленных в торговых точках по всей России. Идеи, дизайн, производство и сборка смарт-терминалов Эвотора реализованы в России. Исключение составляют планшеты, которые производят в Китае по заказу компании.

Эвотор делает технологии доступными каждому предпринимателю. В магазине приложений «Эвотор.Маркет» более 450 сервисов для малого и среднего бизнеса. Эвотор помогает предпринимателю вести бухгалтерский и товарный учет, принимать банковские карты, QR-платежи, а также платежи через Alipay и WeChat, привлекать и удерживать клиентов, удаленно контролировать работу персонала, работать с интернет-торговлей и многое другое. Новый проект Эвотора по оцифровке «магазинов у дома» позволяет малому бизнесу создавать онлайн-витрины и запускать доставку.

Подразделение «Эвотор.Аналитика» создает продукты на базе больших данных для производителей, ритейлеров и предпринимателей.

B2B-маркетплейс «на_полке» позволяет малому и среднему бизнесу делать онлайн-заказы товаров напрямую у производителей и крупных поставщиков, экономя время и увеличивая маржу. В сервисе зарегистрировано около 7000 пользователей и более 100 поставщиков.

«Платформа ОФД» — официальный оператор фискальных данных, лидер рынка.

Другие исследования
08 декабря 2023
Аналитики Эвотора подсчитали среднюю стоимость “новогоднего стола”
По данным Эвотора, средняя сумма расходов на покупку продуктов для празднования Нового года составляет 5115 рублей. 
08 ноября 2023
Индекс Эвотора: в октябре подорожали сметана, молоко и другая “молочка”
По данным Индекса Эвотора, в несетевой рознице в октябре продукты подорожали на 1% к сентябрю. Больше всего за месяц подорожала сметана и мясные полуфабрикаты.
24 октября 2023
Впервые в одном из российских регионов доля безналичных транзакций достигла рекордных 90%
По данным Эвотора,  доля безналичных транзакций в розничном малом бизнесе выросла за год с 66% до 71% в сентябре 2023 года. 
08 декабря 2023
Аналитики Эвотора подсчитали среднюю стоимость “новогоднего стола”
По данным Эвотора, средняя сумма расходов на покупку продуктов для празднования Нового года составляет 5115 рублей. 
08 ноября 2023
Индекс Эвотора: в октябре подорожали сметана, молоко и другая “молочка”
По данным Индекса Эвотора, в несетевой рознице в октябре продукты подорожали на 1% к сентябрю. Больше всего за месяц подорожала сметана и мясные полуфабрикаты.
24 октября 2023
Впервые в одном из российских регионов доля безналичных транзакций достигла рекордных 90%
По данным Эвотора,  доля безналичных транзакций в розничном малом бизнесе выросла за год с 66% до 71% в сентябре 2023 года. 
Все исследования
Ваш город — ?
Указанная цена не является окончательной. Цена может измениться на момент размещения, подтверждения заказа или выставления счета на оплату.